Фильм «Интердевочка»  побил рекорды проката –  44 миллиона зрителей!
Фильм «Интердевочка» побил рекорды проката – 44 миллиона зрителей! // Фото: Кадр из фильма «Интердевочка»

Больше четверти века назад Петр Тодоровский приступил к съемкам самой провокационной своей картины «Интердевочка». Все, начиная с сюжета (а в основе фильма повесть Владимира Кунина, которая в рукописи носила название «Проститутка») и заканчивая шведским сопродюсером, оказавшимся в тюрьме за неуплату налогов, работало на скандальную составляющую. Но зрителей, а фильм посмотрели более 40 миллионов человек, прежде всего привлекла искренность и честность кинодрамы.

Вдова режиссера Мира Тодоровская, актрисы Елена Яковлева, Ингеборга Дапкунайте, Ирина Розанова и Лариса Малеванная рассказали мне, как все начиналось.

Мира Тодоровская: «Я показала Петру повесть Кунина, но он с сомнением покачал головой и заявил, что ничего о жизни проституток не знает. Мы поехали к «Националю». Встали сбоку, рядом с нами оказалась уборщица с метлой, и, когда туда стали входить молодые женщины, раздались ее комментарии: «Вот енту возьмут, вот увидите. Ента никому не нужна». У Петра Ефимовича от удивления округлились глаза, особенно его поразило, какими стройными были жрицы любви. Ему как невинному деревенскому человеку казалось, что они должны быть в пышном теле… Я хотела стать продюсером картины, но Владимир Досталь на «Мосфильме» решил заниматься всем сам. Хотя я уже и раздобыла 200 тысяч долларов у одного шведского бизнесмена, параллельно с кинопроизводством занимающегося продажей бычков. В какой-то момент этот швед за неуплату налогов попал в тюрьму. Помощник Досталя никак не мог его найти. И тогда на свой страх и риск я полетела в Стокгольм, объяснила шведу, что съемки приостановлены. А он, узнав, что я жена Тодоровского, сказал, что Петра очень любит и откроет финансирование картины. Причем переводчиком в беседе стал мой знакомый парикмахер из Стокгольма. В результате с этим цирюльником мы сделали короткую шведскую версию фильма. А потом с помощью той же «Интердевочки» парикмахер перебрался в Лос-Анджелес, превратился в продюсера и в качестве благодарности предложил устроить нашего сына (Валеретогда было 16 лет) на американские режиссерские курсы и выступить в качестве сценариста».

После роли «ночной бабочки»  Татьяны актрису Елену Яковлеву  стали узнавать на улицах всех  российских городов
После роли «ночной бабочки» Татьяны актрису Елену Яковлеву стали узнавать на улицах всех российских городов // Фото: Legion-Media

Елена Яковлева: «После выхода «Интердевочки» меня признали лучшей актрисой 1989 года и доверили представлять картину в Каннах. В аэропорту чиновники из «Совэкспортфильма» навязали мне восемь коробок с рекламой, забытых их коллегами, и за перевес на пересадке в Париже я была вынуждена отдать припрятанные 17 долларов, больше у меня не было. Поселили меня в каком-то студенческом хостеле вместе с переводчицей из другой страны. Хотя во всех газетах написали, что звезда перестроечного фильма, сыгравшая интердевочку, шикует на каннской вилле. В день приезда ко мне в номер заявилась какая-то рыхлая тетка в кримпленовом платье и, перерыв чемодан (с платьями мне помог Слава Зайцев, а с украшениями Галина Борисовна Волчек), заявила, что в таких нарядах на вечеринки и приемы (а у меня была целая куча приглашений от Сталлоне, Шварценеггера) я пойти не могу… Работу с Петром Ефимовичем я вспоминаю как величайшее счастье. Он умел так выстраивать женские роли, столько глубины в тебе открывал. И на площадке всегда стоял рядом с камерой, а не сидел у монитора. Поэтому соврать, глядя ему в глаза, было невозможно. Помню первый день съемок в Питере. Выстроили какой-то хлипкий павильон прям на берегу Невы, из фальшокна красивые виды города, но я стесняюсь, ветер холодный, все продувается. Тогда Петр Ефимович снял с себя рубашку и сказал: «Ничего страшного, не замерзнем, продолжаем».

Лариса Малеванная
Лариса Малеванная // Фото: Кадр из фильма «Интердевочка»

Лариса Малеванная: «В Большом драматическом театре, где я работала, прошел слух, что в кино ставят «Интердевочку», где я сыграю маму главной героини… Потом эти разговоры затихли. Я подумала, наверное, несолидно, карьера в академическом театре, а тут мать проститутки.

Ролей у меня в ту пору не было, лежу я на диване, читаю книгу и думаю: «Очень хорошо, ничего не хочу играть». Вдруг звонок: «Лариса Ивановна, здравствуйте, это Тодоровский». У меня в глазах потемнело, потому что это всегда был один из моих самых любимых режиссеров. Переспрашиваю: «Кто?!» – «Это Тодоровский Петр Ефимович из Москвы. Вот. Мы собираемся снимать «Интердевочку», не хотите ли приехать на кинопробу, на роль Аллы Сергеевны?» И он даже, по-моему, договорить не успел, когда я заорала: «Да, да, да, да!»

Ингеборга Дапкунайте
Ингеборга Дапкунайте // Фото: Persona Stars

Ингеборга Дапкунайте: «На роль проститутки Кисули меня утвердили достаточно просто. Я пришла на пробы, мне дали кусок, который я выучила. Все были очень доброжелательны, шло столько прекрасной энергии, что не сыграть было невозможно. И это, наверное, один из крайне редких случаев в моей жизни, когда, едва закончив кадр в пробах, я на 100% знала, что буду сниматься в этом фильме».

Ирина Розанова
Ирина Розанова // Фото: Кадр из фильма «Интердевочка»

Ирина Розанова: «Петр Ефимович посмотрел на меня (я тогда была немного больше, чем сейчас) и сказал: «Вот настоящая Сима-Гулливер». Только потом Мира Григорьевна призналась, что у нее были постоянные споры с Петром Ефимовичем по поводу внешности героинь «Интердевочки». Тодоровский был абсолютно уверен, что худеньких «ночных бабочек» не бывает, и у Лены Яковлевой с ее ножками-веревочками шансов нет».