Станислав Говорухин
Станислав Говорухин // Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин

Я никогда не снималась в кино. И тут по заданию «СтарХита» мне предстояло узнать, как проходят съемки новой картины Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи», выход которой планируется уже на 2015 год.

Переступив порог  "Мосфильма", я посмотрела на часы - 10:08. Через две минуты нужно быть в костюмерной. Но подойдя к заветной двери с табличкой «Конец прекрасной эпохи», пришлось вставать в очередь - заходить можно по двое, а актеров столпилось уже прилично.

«Активней, активней!» - торопит костюмерша и то и дело накидывает на девчонок блузки и кардиганы а-ля 60-е. Честно говоря, в кино в этот день я сниматься не планировала: «Я из журнала «СтарХит». Мне бы только посмотреть…» Но по голосу главного художника по костюмам стало ясно – выбора нет: «Либо переодевайся, либо на площадку не попадешь!» И вот я уже стою в одежде студенческой интеллигенции, которая велика мне минимум на два размера. Одной рукой подтягиваю юбку-карандаш, другой – сворачиваю свою, которая не подошла с вердиктом «60-е, конечно, но слишком хороша для студентки».

Условия были минимальными: обувь на низком каблуке, правильные черты лица, отсутствие дефектов и натуральный цвет волос – подхожу. Грим накладывали, как на конвейере: за 10 минут надо сделать прическу и макияж двоим. Мужскому полу повезло больше – им можно было этот процесс миновать. Стилист объясняет: «Ну, а что им делать-то? Причесался и готово!» Час в очереди и вот мне уже мастерски делают начес, забирают волосы наверх в так называемую ракушку, наносят тон и рисуют стрелки. Кстати, оказалось, стрелки мне очень идут! Теперь прибегаю и к «кошачьим глазкам».

Пока ждала остальных, пошла за чаем и разговорилась с девчонками: флорист, оформитель свадеб, будущий психолог, аниматор и еще много представителей других творческих и не очень профессий. Оказалось, что они уже завсегдатаи на съемочных площадках и в массовках различных проектов.  Студентка и модель Маша рассказывает: «В таком масштабном проекте я задействована впервые, хотя в целом снималась уже много где. Гениальный режиссер, известные актеры, полный метр… да и сама история завораживает!» И это правда. В основу фильма легли письма, дневниковые записи и сборник «Компромисс» одного из самых популярных в наши дни советских писателей Сергея Довлатова. Действие картины происходит в 1969 году -  как раз после вторжения войск советского союза в тогда еще Чехословакию. Для большинства представителей интеллигенции 60-х годов это событие означало конец эпохи надежд в светлое будущее. Все в лучших традициях того времени – картина будет черно-белой.

И вот, обсудив везение (все-таки желающих было несколько сотен, а выбрали нас), мы направились к автобусу. Съемки были запланированы в одной из аудиторий университета. Три девушки абсолютно из 60-х выходим из бесконечных павильонов на улицу и понимаем: автобус уехал. Видимо, разговоры увлекли нас больше, чем было нужно. Звоним координатору, а наше отсутствие замечают только в этот момент, ведь все уже на площадке и начинают работу. Нам, конечно, сделали выговор, но автобус отправили еще раз.

Наконец-то, захожу в огромную, светлую аудиторию, ищу глазами Светлану Ходченкову, которая играет одну из главных ролей… Но, увы, не нахожу. Зато нахожу самого Говорухина, как всегда, курящего трубку. Вовсю уже устанавливают прожекторы, поправляют грим, раздают очки – газеты и блокноты, а режиссер сосредоточено отсматривает каждое лицо по специальному экрану. «Да-а, девочки, в то время так точно не опаздывали. Ты поднимайся на самый верх, а ты – вооон туда рядом с молодыми людьми» - показывает пальцем на нужное место помощник режиссера.

Она же ставит задачу: «Сейчас мы включим музыку Булата Окуджавы. Это в 60-е самый любимый и известный исполнитель. Просто послушайте, проникнитесь, почувствуйте! Под эту музыку все думали, что конца эпохи не будет, что впереди всех ждет светлое и радостное будущее». 

«Свет! Камера! Мотор!» Включается музыка, я начинаю задумчиво и восхищенно смотреть на Окуджаву (для нас он специально был поставлен в виде штатива с квадратиком двустороннего скотча), чуть прищурив глаза от прожектора и слегка покачивая головой в такт. Девушка  рядом напевала, а мне начинало казаться, что одна эпоха действительно заканчивается, и нас переносит в другую – в прошлое.

Несколько дублей буквально по полторы минуты и я возвращаюсь обратно от слов «Всем спасибо! Снято!» Аплодисменты, довольный режиссер и мы уже идем распускать ракушки и возвращать костюмы. 

«Спасибо за прекрасный опыт и возможность сняться у Станислава Сергеевича!» - не перестаю благодарить я. Но тут меня прерывают: «Девушка, куда пошли, а деньги, кто за вас получать будет?» Тут моему счастью не было предела: снялась в полном метре, напоили чаем с сушками, накрасили, еще и заплатят! Довольная? я отправилась в редакцию с «кошачьими глазками» и пакетом сладостей на полученный гонорар.

Корреспондент «СтарХита» Алла Гохберг (в центре) с коллегами по массовке
Корреспондент «СтарХита» Алла Гохберг (в центре) с коллегами по массовке