Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как семья с десятью детьми борется с травлей в Сети

У Светланы и Вячеслава Шабалиных десять детей: самому старшему из них 18. Средств на проживание у семьи хватает не всегда —иногда они вынуждены просить у кого-то помощь, поэтому периодически сталкиваются с гневными и обидными комментаторами. Но, несмотря ни на что, мать семейства никогда не обделяет детей, давая им все самое лучшее.

21 августа 2019 04:00116 383
Семья Шабалиных
Семья Шабалиных

«Не знаю, чем мы будем интересны читателям, — с удивлением реагирует на предложение «СтарХита» об интервью Светлана Шабалина. — В глазах многих мы либо попрошайки, либо кролики, которые не знают о презервативах». Не подумайте, наша героиня очень приятная женщина. Просто они с мужем давно привыкли, что некоторые люди осуждают их. Но разве иметь большую семью — преступление?

Друг за друга горой

Светлана и Вячеслав Шабалины живут в городе Давлеканово Республики Башкортостан. Синяя кровля, пристройка из бруса, коричневые ворота... Их дом площадью всего в 60 квадретных метров не отличается от соседских. Но это на первый взгляд. Стоит к нему подойти, услышите детское многоголосье. «Лето холодное, — сетует Света. — На речку съездить не получается, окучиваем огород. Ребят не заставляю, кому нравится, тот помогает. Кто чем занимается? Старший сын, 18-летний Данила, поступил в Суворовское училище, но забрал документы, решил, что лучше в армию по контракту пойти. Дочка Варвара, ей 15, занимается в военно-патриотическом клубе «Купол». Она уже младший сержант, три раза прыгала с парашютом. Всегда езжу на соревнования, поддерживаю ее! Арсению 9, тоже посещает этот клуб, вступил в ряды юнармейцев. Званий никаких нет, но активно выступает на мероприятиях. Пелагее 8, она у нас танцует, но, как мне кажется, это не ее. Повторяет все за старшей сестрой, любит бить по груше, которая висит в комнате. Девчонки у нас боевые. Следующая по порядку 7-летняя Василиса, в сентябре отведем ее в первый класс. Потом Ярослав, ему 6, последний год в садике. С ним вместе ходят Ульяна и Тимофей, а самые маленькие — Устинья и Савелий — дома».

Здесь каждый член семьи чем-то занят, лени места нет
Здесь каждый член семьи чем-то занят, лени места нет

Сама 40-летняя Светлана, конечно, временно не работает. Основной доход семье приносит ежемесячное пособие на детей — около 20 тысяч рублей. Плюс заработок 35-летнего отца — примерно 15, он трудится таксистом на арендованной машине. «Экономим. Какой у нас есть выход? Картошку и крупы покупаем сразу мешками по 10 килограммов, фрукты детям нужны: если не хватает денег, соседи могут дать ящик яблок в долг, — продолжает наша героиня. — Но никогда не поставлю ребенку полтарелки супа и не отправлю в школу в рваной обуви. Просто тщательно планируем любые траты и покупаем необходимое по мере возможности. Очень хочется иметь свое хозяйство, да побольше, но размер участка не позволяет особо разгуляться. Есть курочки, две козы, поросята вьетнамские. Если сын или дочка просят что-то серьезное, например телефон… Что ж, даем обещание, что появится, но не по мановению волшебной палочки. Память у малышей хорошая, поэтому держим слово. Детей же учим стремиться к цели. Объясняем, что в любой ситуации у них есть мама и папа, которые поддержат».

Все дети Шабалиных приучены к спорту
Все дети Шабалиных приучены к спорту

Женщина признается: как и в любой семье, у них тоже случаются склоки. «Я взяла на себя роль злого полицейского, — признается многодетная мать. — Допустим, провинились, могу лишить конфет или гуляний на неделю. Вон Василиса плакала: «Мама, отпусти к подружкам!» — а я ни в какую. Чтобы знали: озорничать нельзя. Да, ребята между собой ругаются. Но если к кому-то беда пришла извне, то стоят друг за друга горой. Они — одна семья, разбираться рвутся даже младшие! Сама перенимаю многое у детей. Например, Варвара получила травму на соревнованиях. Но продолжала биться. Или Ульяну покусала собака, а она вместо того, чтобы плакать и кричать у врача, сидит и диктует доктору: «Сначала тут надо побрызгать, потом помазать, а затем забинтовать». Представляете, какая у моих детей сила воли?»

«Если к кому-то беда пришла извне, то стоят друг за друга горой. Они — одна семья» — делится Светлана.
Мама уверена: ребенку важно дать образование, а после 18-летия отпустить
Мама уверена: ребенку важно дать образование, а после 18-летия отпустить

Диванные критики

Женщина не скрывает, что из-за нехватки денег порой приходится просить их в Интернете, причем часто даже не для себя. «Тяжело ли? — размышляет Светлана. — Прежде чем написать пост, долго думаю. Постоянно идет какой-то негатив. Представляю весы: на одной чаше благополучие детей, на другой — мое здоровье, нервы. Конечно, первая перевешивает. Переступаю через себя, доказываю, что мы ведем здоровый образ жизни, помогаем другим... А они опять про свое. Один раз тут написали: «Попрошайки! Наплодили, как поросят в сарае!» Больно такое видеть. Сыновья и дочери даже заступиться хотели, ответить. Но остановила. Говорю, я могу поплакать, а вот вы никогда не обращайте внимания на таких диванных критиков. Слушайте только себя!»

Чтобы помочь родным, старший, Данила, зарабатывает ремонтом мобильных
Чтобы помочь родным, старший, Данила, зарабатывает ремонтом мобильных

Хоть порой семью Шабалиных пытаются осудить, веру в людей они не теряют. «Однажды мои дети привели домой ребят, которые оказались без родителей. Приютила, так же воспитывала. А как я могу закрыть дверь перед ними? Еще занимаюсь благотворительностью. Есть небольшое складское помещение, где собираем по друзьям и знакомым старую одежду, а потом бесплатно отдаем нуждающимся. Могут забрать сколько угодно».

Любовь на расстоянии возможна: сибирячка вышла замуж за чилийца после знакомства в Интернете

Кажется, что это семейство даже в серых буднях находит поводы для того, чтобы не опускать руки. Но когда жизнь ударяет по здоровью, хочешь ты или нет, трудно не дать слабину. «У самой младшенькой дочки обнаружили врожденную патологию — левый глаз слепнет, — вздыхает глава семейства. — Врачи говорят, порок неизлечим. Но пытаются бороться. Мне больше ничего на свете не надо, лишь бы здоровье у сыновей и дочерей было, а тогда уж остальные невзгоды мы переживем вместе!»

Фото: Тимур Шарипкулов, личный архив

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения