Покупка обычной SIM-карты обернулась кошмаром для тещи предпринимателя Евгения Пятковского. В августе прошлого года женщина на три недели при-
ехала в Новосибирск погостить к зятю и дочери Татьяне.
– В салоне связи она купила SIM-карту, – делится 34-летний Евгений со «СтарХитом». – Уже через пару дней ей стали звонить и настойчиво просить погасить долг перед банком. Растерявшись, теща дала звонившим сотовые номера – мой и дочери, чтобы мы подтвердили: она кредитов не брала! Естественно, они начали требовать нас вернуть кредит. Грозили встретить в подъезде, говорили: «Сейчас приедем, нальем вам клей в замок, стены испишем, нагадим под дверь…» Неприятно такое выслушивать, особенно когда понимаешь, что вычислить адрес в наше время несложно.
Без вины виноваты
Супруги Пятковские быстро разобрались в ситуации – оказалось, купленный номер ранее принадлежал банковскому должнику, который перестал им пользоваться полгода назад, и номер автоматически вернулся в базу данных сотовой компании. И, когда вновь заработал, сотрудники коллекторской, или, проще говоря, долговой компании, начали «выбивать» не выплаченный кредит. В России десятки подобных компаний, и с кризисом работы у них только прибавилось. Их задача – заставить нерадивого заемщика вернуть банку долг, желательно с процентами. Телефоны своих недобросовестных клиентов коллекторам предоставляют сами банки. На каждого в базе данных агентства заведена карта – в ней указано, что ответил должник: обещал заплатить или просил перезвонить, если появляется номер телефона родственника, – он тоже заносится в базу. Но эта система не учитывает варианты ошибок, например, должник может сменить место жительства, и тогда на указанный домашний номер звонить нет смысла, или SIM-карта может быть выброшена, а новую с тем же номером купит совсем другой человек, или что в договоре с банком телефон был указан с ошибкой. Чтобы избавиться от звонков коллекторов, нужно доказать банку, что вы не имеете никакого отношения к задолженности. Информация будет передана долговому агентству, и ваш номер телефона уберут из базы данных. Это долгий и трудоемкий путь.
– Теща выбросила SIM-карту, но коллекторы продолжали названивать мне и жене минимум двадцать раз в сутки с разных телефонов. Первое время мы заносили номера в «черный список», но это неудобно – вбивать цифры после каждого звонка. Я когда-то увлекался программированием, за неделю создал для нас с женой простенькое приложение «АнтиКоллектор». Оно работает по принципу спам-фильтра – общая база данных, один из нас заносит номер, у второго он появляется автоматически, и звонок блокируется, то есть беспокоить нас стали в два раза меньше.
Похожие проблемы были у друзей супругов, тогда Евгений поделился программой с ними, а те со своими приятелями и родными.
Антиспам
Осенью на одном из сайтов Пятковский прочитал статью – в Санкт-Петербурге пятиклассница выпрыгнула из окна квартиры на десятом этаже. Полиция нашла записку девочки, из которой стало понятно, что до нервного срыва ребенка довели коллекторы. Ее родители снимали квартиру у хозяйки, чей сын задолжал банку крупную сумму денег. Коллекторы звонили днем на домашний номер, взрослые были на работе, и они угрожали девочке.
– Как так может быть? У меня самого двое детей, а сколько еще таких случайных жертв, а не реальных должников? – делится Пятковский со «СтарХитом». – Я принял решение выложить доработанную к тому времени программу «АнтиКоллектор» на Google Play – магазин приложений, игр, книг, музыки для гаджетов на платформе Андроид. В двух версиях она платная – 59 рублей, обновляется каждые сутки и бесплатная – обновления каждую неделю. Первую уже скачали около четырех тысяч человек, второй пользуются больше ста тысяч.
Все пользователи пополняют базу «АнтиКоллектора» – вносят номера, с которых им звонили из долговых компаний. Каждый номер Пятковский проверяет сам – тратит на это почти 8 часов ежедневно, отбраковывается около 15%.
– Программу предлагали купить коллекторы – я отказался, – говорит Евгений. – Но у всего есть своя цена, мой «АнтиКоллектор» стоит минимум 15 миллионов рублей, которые отдам на благотворительность. Не мое это – наживаться на горе людей. Кто-то говорит, что я альтруист, кто-то – что идиот. А еще постоянно звонят и угрожают, что подадут в суд. Жду не дождусь! Я спокоен. Ведь телефонные атаки коллекторов – это вмешательство в частную жизнь.
Google уже дважды удалял «АнтиКоллектор»: сначала бесплатную версию, потом платную. Вскоре приложение было восстановлено, перед Евгением извинились за «случайность». Сейчас программа популярна не только в России, но и в Казахстане, на Украине.
Весной появится «АнтиКоллектор» для пользователей айфонов. В ней Пятковский планирует сделать нововведения – функцию «Переадресация»: звонок одного коллектора будет перенаправляться на другого. А в начале февраля Евгений открыл Первое социальное антиколлекторское агентство (http://vk.com/psaca) – оно оказывает юридическую помощь в разрешении вопросов с долгами банку и разрешении проблем с коллекторскими службами.
– Мне предлагали работу, например, в Сisco – это крупная американская транснациональная компания, разрабатывающая и продающая сетевое оборудование, один из лидеров в мире в области высоких технологий, – продолжает Евгений. – Но я вольный человек, не по мне работать на кого-то. Для меня программирование – хобби, творчество… И с некоторых пор способ помочь людям. Мужчина не так давно написал: «Спасибо вам, вы дочь мою спасли от самоубийства». Как после такого бросишь этим заниматься?..
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
ПАВЕЛ ЯРОВОЙ, председатель коллегии адвокатов Новосибирской области «Форум Сибирь»: «Евгений не нарушил закон. Поэтому все обещания коллекторов подать в суд – всего лишь пустые угрозы. Каждый человек вправе самостоятельно решать, на чьи звонки он хочет отвечать, а на чьи нет. Поэтому для блокировки «АнтиКоллектора» тоже нет никаких оснований. Коллекторы же, напротив, нарушают покой граждан. Тем, кто страдает от нападок коллекторов, я рекомендую не жалеть времени и обращаться в правоохранительные органы. Бывали случаи, когда сотрудники долговых служб за свои действия были привлечены не только к административной, но и к уголовной ответственности. По закону кредиторы, в нашем случае это банки, должны действовать не через коллекторские службы, а подавать заявление в суд, дождаться решения, затем с исполнительным листом обращаться в службу приставов, которые в законном порядке приведут в исполнение решение суда. Соответственно, тот, кому звонят, имеет полное право сказать коллектору: «Пожалуйста, обращайтесь в суд и решайте вопрос взыскания моего долга в законном порядке».