Спустя две недели после катастрофы корабль подняли со дна Волги и отбуксировали в маленький поселок Затон им. Куйбышева. Здесь, в заливе, рядом с судоремонтным доком, так и стоит – «Булгария». Почти наполовину затопленное судно, перекошенное, с выбитыми стеклами и ржавыми конструкциями. Печальный памятник российской беспечности.

Как бельмо на глазу

Сегодня «Булгария» никого особо не интересует, разве что родственники погибших приезжают: цветы в воду бросают, даже игрушки оставляют на берегу. Но на всякий случай на берегу выставлена охрана.

– Нас трое, работаем посменно, – рассказал «СтарХиту» один из охранников, представившийся Владимиром. – Никто из нас с ума не сошел, как писали в газетах. И то, что судно обкрадывают мародеры, тоже выдумки. Да и что там брать? Ничего там внутри нет, один только хлам…

Местные жители поселка от такого соседства не в восторге. Между собой не иначе как «Булгария-убийца» теплоход не называют.

– Когда ее в док судостроительного завода привезли, так она даже там накренилась, сломала опоры и упала, – рассказала «СтарХиту» воспитатель детсада Ирина. – На металлолом ее надо или на переплавку.

Некоторые вспоминают, что «Булгария», когда еще называлась «Украиной», была в Чернобыле – в 1986 году судно использовалось как плавучая гостиница для ликвидаторов аварии на АЭС. Но больше всего люди возмущены, что «Булгария» многих в поселке оставила без работы. В течение трех месяцев, пока «Булгария» находилась в доке, судоремонтный завод простаивал – теплоход занимал все место, и не было возможности ремонтировать другие судна. Рабочие брали административные отпуска, искали работу в других местах. Потом «Булгарию» спустили в залив, и ситуация на заводе нормализовалась.

– Заявок на ремонт по сравнению с прошлым годом сейчас у нас больше, – сказал «СтарХиту» директор судоремонтного завода Наиль Вазыхов. – Возможно, это следствие ужесточившихся требований к техническому состоянию теплоходов.

Разные судьбы

Один из клиентов завода – теплоход «Арабелла». Именно он 10 июля 2011 года пришел на помощь людям с утонувшей «Булгарии». Этой весной у судна появился новый собственник, и сейчас из него делают VIP-теплоход с бассейном. Удивительно, но «Арабелла» лишь на два года младше «Булгарии» – ее построили в 1957 году. Почему же один теплоход сейчас зияет пустыми иллюминаторами, а другой считается одним из лучших во флоте?

– В этом нет ничего удивительного: за одним кораблем следили и ухаживали, а за другим – нет, – говорят речники со стажем. – Жизнеспособность судна зависит от владельца, арендатора и капитана!

По мнению экспертов, когда теплоход в вечной аренде, его техническое состояние мало кого волнует – лишь бы постоянно ходил в рейсы и приносил прибыль. А ведь любому судну необходим ежегодный ремонт, а раз в пять лет нужно проводить серьезные работы: по необходимости делать переобшивку днища, менять детали, как говорят речники – «узлы». Не всем владельцам это по карману, а некоторым просто денег жалко...

По версии следствия

Расследование дела о крушении «Булгарии» до сих пор не завершено. Его продлили до 10 ноября, причина – большой объем материалов дела: 90 томов, с которыми в июне начали знакомиться пятеро фигурантов. Как сообщил «СтарХиту» помощник руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан Андрей Шептицкий, перед судом могут предстать:

– генеральный директор ООО «АргоРечТур» Светлана Инякина – по версии следствия, арендовала теплоход «Булгарию» у судоходной компании «Камское речное пароходство» в марте 2011 года и начала его эксплуатировать, не получив лицензии. При этом у судна были неисправности: сломан дизель-генератор, а в борту – самодельные отверстия для сточных вод;

– старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов – по версии следствия, «из корыстной или иной заинтересованности выдал свидетельство о готовности судна к эксплуатации»;

– сотрудники Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов – по версии следствия, незаконно выдали акт предлицензионной проверки теплохода. Они знали, что у «Булгарии» нет документа на пассажирские перевозки, но ничего не предприняли;

– старпом Рамиль Хаметов – проходивший вначале по делу как свидетель, теперь обвиняется в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации судна. По заключениюкомиссии катастрофа произошла в том числе и из-за неумелых действий экипажа и десятков открытых иллюминаторов, что недопустимо при погодных условиях в день катастрофы. Только во время первого крена на борт «Булгария» зачерпнула около 50 тонн воды.

Хаметов находится под подпиской о невыезде, все остальные – под стражей. В случае если вина будет доказана, то им грозят сроки от 4 до 7 лет лишения свободы. Уже осуждены капитаны сухогруза «Арбат» Юрий Тучин и буксира «Дунайский-66» Александр Егоров, которые находились в районе крушения «Булгарии», но не оказали всей необходимой помощи тонущим людям. Капитанам назначено наказание в виде штрафов – 130 тысяч рублей и 190 тысяч рублей соответственно.

Самый безопасный

Если в прошлом году из порта Казани уходили в рейсы пять круизных теплоходов, то в эту навигацию всего один двухпалубник «Борис Полевой», он принадлежит туристической компании «Адмирал». Еще один, «Павел Миронов», принадлежащий «Татфлоту», сейчас в ремонте, в рейсы отправится лишь в августе.

– Мое личное мнение – корабли стали проверять не лучше, а придирчивее, – сказал «СтарХиту» директор по производству и эксплуатации «СК «Татфлот» Александр Плаксин. – Если раньше при проверке какого-нибудь узла достаточно было визуального осмотра, то теперь заставляют разбирать до деталей, выкладывать их на палубу. Каждый этап фиксируется документально на фотоаппарат. Сроки сдачи судна в эксплуатацию увеличились.

– Опасения перед речными круизами есть у тех, кто ни разу не путешествовал по реке, – говорит представитель туристической компании «Адмирал» Евгения Казакова. – Все остальные знают, что речной транспорт – самый безопасный. В прошлом году после катастрофы с «Булгарией» продажи на
речные круизы практически остановились, но в этом году ситуация нормализовалась. Причем люди стали внимательнее относиться к своей безопасности – просят показать документы, подтверждающие разрешение на эксплуатацию судна. Мы никому не отказываем.

...«Булгария» простоит в затоне до окончания судебного процесса. Потом, когда все виновные будут наказаны, судно отправят в металлолом, «на иголки», как говорят речники о судьбе погибших кораблей.

Официально

В Ространснадзоре «СтарХиту» сообщили, что за период с 10 июля по 10 августа 2011 года было проверено 1287 пассажирских судов, курсирующих по водным путям Европейской части России. В 108 случаях выявлены нарушения, послужившие причинами запрещения движения судов. Так, 21 июля
2011 года в Казани был задержан пассажирский теплоход «Славянов», принадлежащий ОАО «Мостурфлот», со 150 пассажирами на борту. Причина – несоответствие спасательного оборудования требованиям безопасности судоходства.

С апреля 2012 года Ространснадзором совместно с органами транспортной прокуратуры проведены комплексные проверки всех судов внутреннего водного транспорта перед их принятием в эксплуатацию. По состоянию на 1 июня 2012 года было осмотрено 8721 судно. На 602 были выявлены недостатки, которые могли бы повлиять на безопасность судоходства, представлять угрозу жизни и здоровью пассажиров и членов экипажей. Все они своевременно устранены до ввода судов в эксплуатацию.

Плавали, знаем!

Насколько сейчас безопасно отдыхать на теплоходе, решила проверить корреспондент «СтарХита» Ксения корнишина и купила тур на двухдневный рейс из Казани до Чебоксар и обратно на теплоходе «Борис Полевой».

Опытные речники посоветовали: перед тем как отдать деньги за путевку, сходите в речпорт и посмотрите на тот теплоход, на котором собираетесь плыть. Попросите кого-нибудь из команды, чтобы для вас провели экскурсию по судну. Если откажут – повод задуматься: есть что скрывать! Но я не
успевала, пришлось просто поверить положительным отзывам в Интернете. Каюта на троих среднего класса на главной палубе «Полевого» обошлась в 2800 рублей с человека, включая питание.

В Чебоксары судно уходило в 22.00, а вернуться должно было в 19.30 следующего дня. Короткие рейсы речники между собой называют «пьяными».
Они знают, что пассажиры в такие круизы едут прежде всего повеселиться. Забегая вперед, скажу – в конце плавания часть туристов еле держалась на ногах.

Регистрация на рейс началась за час до отплытия. Все 60 кают были заняты. Правда, ключ от моей мне отдали не сразу.

– Наверное, в каюте еще идет уборка. Мы же прибыли только в 19.30 из Ярославля, пять дней там были. А в 21.00 уже началась регистрация на новый рейс. Вот поэтому такие все взбалмошные и бегаем...

Через 5 минут я уже открывала каюту. Чисто, комфортно, в шкафу на полке – три новеньких спасательных жилета по числу пассажиров в каюте. На палубах тоже все выглядело вполне прилично. Я пересчитала спасательные шлюпки – три на весь теплоход. Количество соответствовало информации на стендах, но с учетом 150 пассажиров мне показалось маловато…

Членов экипажа – около 25 человек. Почти все из небольшого татарстанского города Чистополь.

– После случая с «Булгарией» не боитесь плавать? – поинтересовалась я у молодого матросика Максима.

– А «Булгария» здесь причем? – удивился он. – Тонут корабли, за которыми не следят, а здесь постоянно ремонт бывает. Наш капитан за теплоходом
следит, вон даже полы драить заставляет каждый день...

– «Борис Полевой» – хороший теплоход, на нем плавать не страшно, – поделилась со мной аниматор Алена. – Мне в 2007 году предлагали плыть
на «Булгарии», она тогда еще «Украиной» называлась, так я сразу отказалась. Даже по внешнему виду было заметно, что с ней не все в порядке.
Она была вся старая, ржавая. А на «Полевом» даже в машинном отделении все блестит – я как-то туда спускалась …

По мнению членов экипажа, проверки теплоходов после прошлогодней трагедии стали жестче. Из-за этого и навигация началась поздно – только
в конце мая. А некоторые суда до сих пор не выпущены в рейсы, как, например, двухпалубник «Павел Миронов».

– Мы с мужем давно на «Полевом» работаем и кроме него больше ни на чем плавать не хотим, – заявила мне официантка Катя. – Здесь все проверенное. В 2010 году провели слипование – обшивку днища поменяли. Раз в пять лет на судне проходит модернизация оборудования, а каждую зиму ремонтируют моторные отсеки. Это вам не «Булгария», та была старье, ей суждено было утонуть.

После общения с командой у меня почему-то не осталось сомнений в том, что судно прошло все проверки. А ведь для меня, как для пассажира, важно
быть уверенным в безопасности. Так что теперь готова сплавать и подальше, чем Чебоксары.