Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Все ее мужчины сначала спивались, а потом умирали»: проклятье Ольги Аросевой

После роли пани Моники в «Кабачке «13 стульев» актриса стала звездой. Несмотря на сложный характер, Ольга Аросева безумно нравилась мужчинам. Но постоянное внимание не сделало ее счастливой: на протяжении всей жизни звезда чувствовала себя одинокой.

21 декабря 2023 14:30343 765
«Все ее мужчины сначала спивались, а потом умирали»: проклятье Ольги Аросевой
Ольга Аросева

21 декабря исполняется 98 лет со дня рождения Ольги Аросевой, звезды, которая могла украсить своим участием любую комедию. «Кабачок «13 стульев», «Берегись автомобиля», «Трембита» — в каждом фильме ее героини заряжали зрителей оптимизмом. Но такой ли веселой актриса была на самом деле?

Коллеги признавали, что зачастую артистка вела себя эгоистично и требовательно по отношению к ним. Ольга Александровна всегда умела отстоять собственное мнение, невзирая на последствия. Из-за ее сложного характера конфликты в театре были неизбежны. Однако поклонники обожали Аросеву и устраивали аншлаги на ее спектаклях.

Актриса избегала разговоров о личной жизни, зато окружающие постоянно обсуждали ее четырех мужей и тайных любовников. Ходили слухи, что все избранники артистки становились несчастными: болели, много пили и в конечном итоге умирали. Правда это, роковое совпадение или же пустые сплетни коллег?

Пробивая дорогу к успеху

«Все ее мужчины сначала спивались, а потом умирали»: проклятье Ольги Аросевой
Ольга Аросева часто играла в эпизодах

Будущая артистка появилась на свет в Москве в семье дипломата и польской аристократки. Детство Ольги и двух ее сестер было трудным: из-за работы отца приходилось часто переезжать, жить за границей. Из Стокгольма мама Аросевой Ольга Гоппен сбежала с любовником, оставив наследниц с мужем.

В конце 30-х Александра Яковлевича репрессировали, и Гоппен удалось добиться опеки над дочерьми. Маленькая Оля переживала за папу и несколько раз писала Иосифу Сталину, уверяя, что родственник ни в чем не виноват. Под страхом исключения из школы детей заставляли отречься от отца. Уже тогда Аросева проявила твердость характера, отказавшись предавать близкого человека. В итоге девочку так и не взяли в комсомол.

С юных лет Ольга занималась в драмкружке, а после школы поступила в цирковое училище. Следующим шагом был театральный институт, однако его актриса так и не окончила: по документам сестры устроилась в Ленинградский театр комедии. До 1950-го она жила в Северной столице, а потом вернулась в Москву.

«Она была не столько драматической актрисой, сколько клоунессой. Меня удивляло то, как Аросева работала над ролью — как над эстрадной репризой. Ни о какой системе Станиславского, подразумевающей контакт и общение с партнерами, речи не шло», — вспоминала актриса Зоя Зелинская.
«Все ее мужчины сначала спивались, а потом умирали»: проклятье Ольги Аросевой
Пани Моника в исполнении Ольги Аросевой стала для зрителей иконой стиля

Коллеги считали Ольгу Аросеву неординарной личностью. Готовясь к спектаклю, она ставила в сценарии галочку там, где зрители должны были засмеяться и зааплодировать. Эти две эмоции артистка «выжимала» из зала любой ценой. Именно поэтому она наиболее органично смотрелась в комедиях.

В кино Аросева дебютировала после войны, поначалу снимаясь в эпизодах. Первыми ее фильмами стали «Мы с вами где-то встречались» и «Гость с Кубани». Зрители оценили работу Ольги Александровны в «Берегись автомобиля», «Интервенции» и мюзикле «Трембита», но главным ее успехом считали роль пани Моники из «Кабачка «13 стульев». Коллеги утверждали, что в рамках этого телепроекта артистка вела себя, как тиран: требовала для себя самые яркие миниатюры.

«Командовала всеми — и мной, и другими актерами, и даже моим мужем. Впрочем, ее можно было понять — в то время Аросева в театре не играла вообще, только числилась в штате, в кино же у нее были в основном эпизоды — неудивительно, что она бросила все свои силы на «Кабачок» и упорно тянула одеяло на себя», — рассуждала Зоя Зелинская.

«Все ее мужчины сначала спивались, а потом умирали»: проклятье Ольги Аросевой
Ольга Аросева в «Трембите»

В итоге пани Моника стала одним из самых известных персонажей передачи. Поклонники приносили Аросевой подарки и угощения прямо в гримерку, ее шутки неизменно уходили в народ и цитировались. Параллельно актриса снималась в большом кино: фильмах «Невероятные приключения итальянцев в России», «Старики-разбойники».

В 90-е артистка редко появлялась на экране, но в новом тысячелетии блистала в комедии «Афинские вечера», драме «Старики» и сериале «Сваты». Вплоть до 2012-го Аросева играла на сцене Театра Сатиры, однако из-за непреклонного характера не раз оказывалась в эпицентре скандалов. «Оля, чего уж тут греха таить, любила театральные интриги и была в них большой мастерицей, а вот наш главный режиссер Валентин Николаевич Плучек терпеть этого не мог, поэтому за «плохое поведение» отстранил Аросеву от спектаклей на целых 10 лет», — вспоминала Зелинская.

Несмотря на конфликты, Ольга Аросева оставалась одной из самых уважаемых актрис своего времени. У нее было много разноплановых ролей, любовь зрителей, восхищение коллег. Кроме того, артистка проявляла себя как изысканная и одновременно хозяйственная женщина: прекрасно готовила, занималась дачей, но не забывала о стиле, коллекционируя шляпки и обожая шопинг. И конечно, перед обаянием Аросевой не мог устоять ни один мужчина.

Бурная личная жизнь

«Все ее мужчины сначала спивались, а потом умирали»: проклятье Ольги Аросевой
Алексея Арбузова Ольга Аросева называла любовью всей жизни

О романах и браках Ольги Александровны ходили легенды: только официально она была замужем четыре раза. Аросева предпочитала не распространяться о личной жизни, хотя иногда с ностальгией рассказывала коллегам по цеху о возлюбленных, повлиявших на ее судьбу. Так, сильные чувства актриса испытывала к сценаристу Арбузову. Артистка была восхищена его талантом, недаром в документальном фильме «Алексей Арбузов. Сказки и быль» Алексея Николаевича назвали одним из самых известных драматургов страны.

«Она помнила, где и как они встречались, и во время прогулок показывала мне эти места в Петербурге, — вспоминала Бронислава Чунихина. — А еще Аросева до самой смерти хранила письма, которые писал ей Алексей Николаевич».

Первым супругом артистки стал музыкант Константин Жуков, с которым она жила в Ленинграде. Звезда сцены называла союз счастливым, но через четыре года рассталась с избранником, отказавшимся переехать с ней в Москву.

В следующем браке, с артистом Юрием Хлопецким, Аросева потеряла ребенка. Появилась легенда о том, что беременная Ольга Александровна ходила на похороны Сталина, и трагедия произошла из-за давки в толпе, однако впоследствии знакомые уверяли: актриса на прощании с главой государства не присутствовала. Как бы то ни было, вскоре супруги разошлись, а врачи поставили звезду перед фактом — детей у нее не будет никогда.

«Все ее мужчины сначала спивались, а потом умирали»: проклятье Ольги Аросевой
Борис Рунге влюбился в Ольгу Аросеву во время съемок телешоу

После нескольких любовных неудач артистка решила с головой уйти в работу и твердила, что больше не выйдет замуж. Однако певец Аркадий Погодин так красиво ухаживал за Аросевой, что та сдалась под натиском его уговоров. Ради актрисы вокалист оставил прежнюю жену.

«Погодин очень прилично зарабатывал, они с женой, бывшей балериной, поделили большой участок во Внукове, там, на своей половине, в стареньком деревянном домике Аркадий с тетей Олей и жили. Он был тихий, терпеливый человек, словом, то, что ей и надо. Любила ли она его? Во всяком случае, уважала и, когда он заболел, делала для него все. Потом он умер», — говорила племянница Аросевой.

К любвеобильности актрисы коллеги относились по-разному: кто-то считал, что та выбирала неподходящих мужчин, другие — что Аросева сама погубила всех избранников.

«Она их не щадила: сначала притягивала к себе, а потом губила. Ее напора и сильного характера не выдерживал никто — по какой-то непонятной причине все ее мужчины сначала спивались, а потом умирали. Мы как-то посчитали — набралось девять человек», — уверяла Зоя Зелинская.
«Все ее мужчины сначала спивались, а потом умирали»: проклятье Ольги Аросевой
Ольга Аросева не любила говорить о браке с Владимиром Сошальским

Так, Борис Рунге, партнер Аросевой по «Кабачку «13 стульев», изначально был неравнодушен к алкоголю. Однако Ольга Александровна не запрещала ему пить, возможно, потому что и нетрезвым артист оставался спокойным и тихим. Она следила за здоровьем Бориса, поселила его на своей даче, командным тоном заставляла ездить в санаторий. «Когда Боря умер, тетя Оля так сильно переживала, что долгое время даже заикалась», — откровенничала племянница звезды.

Самым спорным союзом актрисы считали брак со звездой картины «Михайло Ломоносов» Владимиром Сошальским. В некоторых интервью Аросева открещивалась от любой связи с ним, зато Владимир Борисович всегда называл артистку первой любовью, хотя провел с ней чуть меньше года.

«Все ее мужчины сначала спивались, а потом умирали»: проклятье Ольги Аросевой
Последней любовью Ольги Аросевой стал женатый актер Анатолий Гузенко

Последним избранником актрисы стал Анатолий Гузенко, известный зрителям по картине «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным». «Он был младше Оли на 20 лет, но ни разница в возрасте, ни Толина жена и двое детей Аросеву не смущали», — отмечали коллеги по театру.

Сама Ольга Александровна на вопросы о Гузенко отвечала, что не станет комментировать личную жизнь. Однако в актерской среде все были в курсе страстного романа. «Во время очередной поездки в Читу, в 2006 году, пришла весть о смерти Толи Гузенко. Она сделала все, чтобы его спасти, но, увы... Ольга встала, взяла меня за руку, и мы с ней пошли в номер. До этого я никогда не видела ее плачущей, но тут она уткнулась мне в плечо и рыдала долго и сильно», — подчеркивала концертмейстер Инна Москвина.

Болезнь и смерть

«Все ее мужчины сначала спивались, а потом умирали»: проклятье Ольги Аросевой
В последние годы Ольга Аросева снималась в сериалах и играла на сцене

Четыре брака и многочисленные романы с художниками, артистами, музыкантами, имена которых актриса не хотела называть, — все эти отношения заканчивались, и Ольга Александровна неизменно оставалась наедине с собой. «И все же по-настоящему я прожила всю свою жизнь в одиночестве», — писала Аросева в книге «Железная пани».

Сильная и гордая, актриса не хотела распространяться о том, что борется с онкологическим заболеванием. Но скрыть недуг от коллег по театру оказалось невозможно.

Даже когда Аросева попадала в больницу, то умоляла режиссеров не снимать ее со спектаклей, лишь просила дать время отлежаться. Она жила сценой, которую считала единственным действенным лекарством. Ольга Александровна никогда не жаловалась на дурное самочувствие, мужественно переносила боль. Врачи запрещали ей работать, но артистка никого не слушала. В последние месяцы у театра постоянно дежурила скорая, на случай, если звезде станет совсем плохо. Даже в самые тяжелые дни она шла за кулисы, опираясь на руку шофера, с трудом одевалась и гримировалась.

«Играть и репетировать Ольга Александровна перестала только тогда, когда у нее не хватило сил встать с кровати. Верила, что еще выйдет на сцену в своем любимом спектакле «Страсти по Радамесу», в котором, кроме нее, были заняты Елена Образцова и Вера Васильева», — вспоминала Бронислава Чунихина.
«Все ее мужчины сначала спивались, а потом умирали»: проклятье Ольги Аросевой
Ольга Аросева работала и дружила с Верой Васильевой

В начале октября 2013-го актрису срочно госпитализировали. Спектакли с ее участием временно отменили, и зрители поняли: с кумиром произошло что-то серьезное. Но о диагнозе Аросевой в театре молчали до последнего.

«Я и не предполагала, что она серьезно больна. Когда она не пришла на сбор труппы, я ей позвонила. „Веруш, я обрету силы и приду обязательно играть“, — успокоила меня Оля. Даже в голову не могло прийти, что у нее рак крови. Энергичный голос, никаких настораживающих интонаций», — сетовала Вера Васильева.

Не помогло ни переливание крови, ни уход сиделки и постоянный контроль врачей. 13 октября 87-летней Ольги Александровны не стало. Проститься с актрисой в стенах театра пришли коллеги и поклонники, а в последний путь ее провожали громкими аплодисментами. В памяти знакомых она навсегда осталась сильной, оптимистичной и незаурядной.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения