Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Алла Пугачева и Александр Стефанович: история любви и расставания

Сегодня не стало Александра Стефановича, о котором продолжали говорить как о продюсере и первом имиджмейкере Аллы Борисовны, даже спустя десятилетия после развода пары. Так ли велика была его роль в создании образа Примадонны?

13 июля 2021 21:30018 996
Алла Пугачева и Александр Стефанович: история любви и расставания
Александр Стефанович

Александр Стефанович всегда подчеркивал, что был в Советском Союзе новатором: снимал необычные документальные фильмы, создавал первые клипы, придумал стиль Аллы Пугачевой. До сих пор поклонники спорят: сделал ли Стефанович певицу звездой, или лишь способствовал росту ее популярности, дав пару полезных советов.

Семейный и творческий тандем просуществовал четыре года. Спустя время появилось множество версий расставания пары: измены Стефановича, бытовые ссоры, конфликт из-за фильма, в котором вместо Аллы Борисовны снялась София Ротару. Однажды Пугачева даже в сердцах заявила, что брак с режиссером был фиктивным. Что же на самом деле происходило в отношениях звезд?

13 число стало роковым для продюсера: он родился 13 декабря, а умер 13 июля. Буквально неделю назад СМИ сообщили, что 76-летнего драматурга госпитализировали с 50-процентным поражением легких. Врачи боролись за жизнь Александра Борисовича, но все оказалось тщетным... В траурную дату вспоминаем любимых женщин Стефановича и его главные достижения.

Мечта, ставшая реальностью

Алла Пугачева и Александр Стефанович: история любви и расставания
В 60-х Александр Стефанович начал сниматься в кино

Александр Борисович появился на свет в Ленинграде в 1944 году. В детстве мальчик нашел себе занятие по душе: прыжки в высоту. Стефанович демонстрировал такие успехи в спорте, что даже оказался в школе олимпийского резерва, однако через несколько лет его интересы резко изменились.

Подростком Александр подружился с будущим постановщиком «Ассы» Сергеем Соловьевым. Вместе ребята решили заняться режиссурой, начав с самообразования: ходили по библиотекам, пробирались на закрытые показы в кино, снимали сюжеты на любительскую камеру. После восьмого класса юные драматурги устроились на ленинградское телевидение. А в 60-х Стефанович поступил во ВГИК.

На втором курсе студент успешно прошел пробы на главную роль в картине Григория Поженяна «Прощай». Позднее Александр Борисович с теплотой вспоминал съемки в Ялте: толпы поклонниц, зарплата, которая в 10 раз превышала стипендию.

«Это были лучшие дни моей юной жизни. Конечно, не все проходило гладко. Мне не хватало актерского опыта. Когда на меня наводили камеру, я иногда цепенел», — признавался артист.
Алла Пугачева и Александр Стефанович: история любви и расставания
Альберт Филозов сыграл в фильме Стефановича и Гвасалии вместо Высоцкого

После третьего курса во ВГИКе предполагалась производственная практика, и Стефановича определили на «Ленфильм», дав ему важное задание — снять документальную картину о молодежи. Поначалу вместе с коллегой Омаром Гвасалией Александр Борисович собрал интервью с известными людьми. Материал вышел обобщенным, и режиссеры полностью его переделали: поговорили со сверстниками, расспросив их о понятиях «любовь», «счастье», чем бы они занялись с неограниченным запасом денег. В итоге лента «Все мои сыновья» получила 14 премий.

После такого успеха Григорий Чухрай предложил Стефановичу снять на «Мосфильме» любую картину. Не тут-то было: когда Александр Борисович позвал в проект «Вид на жительство» Владимира Высоцкого и Марину Влади, в КГБ тотчас заявили, что не допустят актеров к работе. Тогда на главные роли выбрали Альберта Филозова и Викторию Федорову.

Алла Пугачева и Александр Стефанович: история любви и расставания
В сериале «Кураж» Александр Стефанович рассказал об отношениях с Аллой Пугачевой

В 70-е Стефанович выпустил сатирическую комедию «Пена» и музыкальный фильм «Дорогой мальчик». Благодаря ему в кино засветились София Ротару, Александр Розенбаум, «Песняры». Кроме того, Александра Борисовича часто называют первым, кто начал создавать в Советском Союзе клипы.

Музыкальные картины драматурга «Душа», «Осенний блюз» и «Начни сначала» собирали миллионы зрителей. Но особняком среди всех фильмов постановщика стоит сериал «Кураж», снятый по его собственной книге. Это была автобиография, история любви и расставания режиссера и певицы.

«Я не припомню другого примера, чтобы человек, прожив некий период жизни, написал об этом книгу, потом сценарий, потом снял фильм и исполнил там главную роль», — отмечал Стефанович.

Два брака

Алла Пугачева и Александр Стефанович: история любви и расставания
Первой супругой Александра Стефановича была Наталия Богунова

Писатель, сценарист, журналист, режиссер, актер — Александр Стефанович примерял на себя разные роли. Популярностью у женщин он начал пользоваться задолго до достижения пика карьеры. Так, будучи студентом Александр Борисович покорил звезду «Большой перемены» Наталию Богунову.

Брак артистов продлился семь лет, но в нем так и не появилось общих детей. «Мы с Наташей после развода периодически встречались на «Мосфильме» и в Доме кино, — рассказывал Стефанович. — У нас были романтические отношения, но мы расстались. Не знаю, честно говоря, почему она больше не вышла замуж».

Крепкой семьи не сложилось из-за сложных характеров супругов и их занятости на работе. Они часто ссорились и расходились, так что из семи лет едва ли прожили под одной крышей и половину срока.

«Мы с Богуновой сохранили товарищеские отношения. Наташа, зная, что я работаю в Союзе кинематографистов, неоднократно обращалась ко мне за помощью, — уверял режиссер. — То в санаторий нужно ее устроить, то еще что-нибудь. И я знаю, что Никита Сергеевич Михалков и Гильдия актеров кино действительно помогали ей жить».
Алла Пугачева и Александр Стефанович: история любви и расставания
С Аллой Пугачевой Стефанович прожил четыре года

Через три года после развода с Богуновой Стефанович познакомился с Аллой Пугачевой через поэта Леонида Дербенева. Режиссер справедливо предположил, что Дербенев и Александр Зацепин были заинтересованы в раскрутке артистки, исполнявшей их песни, поэтому, наверняка, рассчитывали на роль для нее в музыкальной картине.

«Я про нее тогда ничего не знал. А популярная песенка «Арлекино», звучавшая из каждого двора, с этой стройной рыжеволосой и губастой очаровательной девчонкой, которую я тогда впервые увидел, в моем сознании никак не ассоциировалась», — пояснял драматург.

В гостях у Дербенева Пугачева просто очаровала Стефановича: пела, танцевала, весело общалась с окружающими. Режиссер довез ее до дома, а через несколько дней пригласил в ресторан. После пара отправилась к Александру Борисовичу в квартиру. Там он признался певице в своих чувствах, напечатав послание на машинке.

«На том же листочке она «достучала» ответ: «Саша, пусть будет так... не знаю как. Но пусть будет! Один йог сказал: «Если нельзя, но очень хочется, то можно!». Подтекстом этой «переписки» было следующее — у меня в тот момент была невеста, а у нее — жених. Но в тот вечер мы сделали другой выбор», — откровенничал Стефанович.

Женщина, которая поет

Женившись на Алле Пугачевой, режиссер не только стал мужем будущей Примадонны, но и ее продюсером и имиджмейкером. На кухне Александр Стефанович повесил листок с основополагающими принципами работы артистки. Так, ей следовало не просто исполнять композиции, а устраивать на сцене короткий спектакль, петь только русские песни, сосредоточившись на теме тяжелой женской доли и одиночества. Выступления Аллы Борисовны отныне выглядели как исповедь, а потому ряды ее поклонников ширились с каждым днем.

«Пятый пункт назывался «Пугачевский бунт» и подразумевал правильное появление на телеэкранах, — резюмировал Стефанович. — Нужно было не только правильно появляться в нужных передачах, но и затем исчезать на какой-то период, чтобы народ кругами ходил: «Опять запретили, опять не пускают. Куда ж она, бедная, делась?». Естественно, запускали какие-то бесконечные слухи — одна из смешных импровизаций вообще за столом родилась: Пугачева убила мужа утюгом».

Будни супругов были наполнены не только занятиями творчеством и выстраиванием стратегий, но и борьбой с настоящими преследователями. Певица становилась все более популярной, и далеко не все поклонники вели себя дружелюбно. Так, однажды входную дверь в квартиру пары облили бензином и подожгли.

«Еле потушили. Вообще я в браке с Аллой насмотрелся таких вещей, которые хотелось бы забыть», — заявлял артист в программе «Звезды сошлись» на НТВ.
Алла Пугачева и Александр Стефанович: история любви и расставания
Вместо Аллы Пугачевой звездой музыкального фильма Стефановича стала София Ротару

Стефанович постоянно волновался за безопасность жены: то сумасшедший поклонник пообещал убить артистку, когда вручал букет у сцены, то настоящий маньяк назначил ей встречу, а, не дождавшись, прикончил несколько человек в поезде до Харькова.

Общие переживания и творчество должны были сблизить супругов, так почему же они разошлись? Алла Борисовна не раз говорила в интервью, что Стефанович ей изменял, однако он уверял: подобного не случалось. Отношения дали трещину, когда у режиссера возникли неприятности с властями, а певица не вступилась за него, а наоборот, отметила, что тот сам виноват.

«Думал, будем вместе и в горе, и в радости, но «в горе» — не вышло. Правда, по инерции я написал для нее сценарий «Рецитал», запустился в съемки, снял документальные кадры на фестивале в Сопоте, эпизоды с Кристиной Орбакайте, которая по сюжету играла ее героиню в детстве, но прежнего доверия и прежнего желания жить вместе у меня уже не было», — признавался писатель.

Съемки «Рецитала» обернулись настоящим скандалом: Пугачева отказалась появиться перед камерой в подобранном для нее наряде. Когда второй режиссер Валентина Максимовна попросила Примадонну переодеться, та порвала пальто сотрудницы «Мосфильма». Директор концерна заявил: или Стефанович уладит семейные проблемы, или будет уволен. В отчаянии драматург решил позвать на роль другую актрису — Софию Ротару.

После Примадонны

Алла Пугачева и Александр Стефанович: история любви и расставания
Александру Стефановичу приписывали роман с Аллой Мочернюк

«Фильм «Рецитал» закрыли, мы с Бородянским написали совершенно новый сценарий. В «Рецитале» был рассказ о том, как девушка из деревни пробивается на сцену, а сценарий «Души» повествовал о том, как популярная эстрадная звезда из-за болезни со сцены уходит. Тему болезни певицы мы позаимствовали из биографии Ротару», — пояснил Александр Борисович.

Карьера Стефановича была спасена, в отличие от его брака. «Эта гонка нас утомила. Мы ведь даже ребенка не хотели из-за этого заводить... Впрочем, это глубоко личное, — подчеркивал он. — Скажу только, что наше расставание было болезненным и с той, и с другой стороны».

После развода с Аллой Борисовной Стефанович больше не женился. Одно время ему приписывали связь с Аллой Мочернюк, а в конце 80-х он закрутил роман с 18-летней Юлей Лемиговой, которую в итоге пристроил в модельное агентство.

«Начались первые конкурсы красоты. Сначала она победила в конкурсе «Мисс Москва» — я ей в этом немножко помог своими связями», — рассказывал режиссер.
Алла Пугачева и Александр Стефанович: история любви и расставания
В конце 80-х Александр Стефанович познакомился с Юлией Лемиговой

Затем Юля стала финалисткой конкурсов «Мисс СССР» и «Мисс Вселенная». В этих отношениях драматург был скорее наставником, чем спутником жизни. Отдых в Европе и Америке вскоре сменился суровыми буднями. Режиссер занимался съемками в России, а модель тянуло за границу, что и привело пару к разрыву.

Главным приоритетом для режиссера оставалось творчество. Кроме того, он обожал путешествовать и исколесил всю Европу от Полярного круга до Гибралтара. «К своей жизни я отношусь как произведению искусства. Я описываю ее в своих книгах, и иногда мне кажется просто невозможным, чтобы на жизнь одного человека пришлось столько событий и приключений, — заключил артист. — Пожалуй, мою жизнь точнее всего характеризует слово «кураж».

К сожалению, яркая история драматурга закончилась в больнице имени Бахрушиных, куда его доставили с тяжелой формой Covid-19. Вместе с ним ушла целая эпоха, как для мира эстрады, так и для культуры в целом.

По материалам Bulvar.com, «Солидарность», EG.ru, «КП».

Фото: Иванов Сергей / PhotoXPress.ru, кадр из фильма «Прощай», кадр из сериала «Кураж», кадр из фильма «Большая перемена», Mikola Gnisyuk / Legion-Media, кадр из фильма «Начни сначала», Instagram (запрещенная в России экстремистская организация)

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения