Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий // Фото: Persona Stars

ГИТАРА

«Всего у папы было семь инструментов. Этот – дорогой экземпляр работы мастера Шуляковского. Тогда, во второй половине 70-х, он обошелся отцу в кругленькую сумму – около двух тысяч рублей. В памяти всплывает образ, как он сидит в кресле, что-то тихонько наигрывая… В 1979 году на одном из концертов кто-то по доброте душевной решил «помочь» Высоцкому – тогда в среде музыкантов обсуждали, что он играет на расстроенной гитаре, ноты «плывут». Пока исполнителя не было в гримерке, на инструменте подкрутили колки. Он вышел на сцену, взял первый аккорд, начал петь и… остановился. Распустил струны, добился нужного ему звучания и только потом продолжил. А закончив, бросился за кулисы, в бешенстве разыскивая того, кто это сделал. Не сознались… Первую гитару вместе с самоучителем отец получил в подарок от мамы на 16-летие. Настроил и стал играть. Но потом, конечно, совершенствовался, не стеснялся просить друзей показать ему новые аккорды».

Сын Владимира Высоцкого Никита
Сын Владимира Высоцкого Никита // Фото: Максим Ратников

ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ

«Скромный предмет мебели – подтверждение того, что Высоцкий жил небогато, – стоял в квартире моей бабушки Нины Максимовны в Черемушкинском районе, в которую они с отцом перебрались в 1961 году из коммуналки. Там ютились и мы с братом Аркадием. Стол школьный, крохотный, ведь места в малогабаритках было немного. Помню отца, пишущего что-то в бесчисленных блокнотах, как за партой». 

Легендарный письменный стол поэта
Легендарный письменный стол поэта // Фото: Getty Images
«Сам посидеть за ним смог уже здесь, в музее. Ведь когда мы с братом и мамой уезжали из той квартиры, я был совсем малышом. В 1976-м у Высоцкого появилось собственное жилье, но предмет мебели так и остался стоять в квартире бабушки. А в конце жизни отец купил себе письменный стол режиссера Александра Таирова – большой, старинный».

БУКЛИРОВАННЫЙ ПИДЖАК

«В этом пиджаке папу можно увидеть на многих фото – институтских, времен работы в Театре на Таганке и более поздних. Когда ему было около 18 лет, они вместе с отцом и дядей отправились в ателье, где заказали три одинаковых сюртука – для каждого. Сейчас вещь, конечно, выглядит старомодно, но в ту пору была очень крутой. Бард долго носил жакет. Он ему нравился, но со временем все же пришел в негодность. Поэтому мужчины семьи подарили Высоцкому два других пиджака. Чей именно – дедушки или его брата – сейчас хранится в музее, я даже не знаю». 

Высоцкий долго носил любимый пиджак
Высоцкий долго носил любимый пиджак // Фото: из личного архива Александра Стернина
«Отец принадлежал к тому поколению, представители которого не выкидывали одежду, а чинили, перешивали, передавали по наследству. Его родители воевали, пережили эвакуацию, многое перенесли, поэтому Владимира Семеновича нельзя было назвать избалованным. Да и богатым тоже: зарплата в театре составляла 140 рублей, концертная ставка – 7,5. Он зарабатывал, но не бесился с жиру, как многие считали. И одевался всегда в своем стиле. В 70-е почти никто не ходил в джинсах и заправленной в них футболке – это было не принято. А отцу нравилось, и он носил. Еще любил укороченные куртки и кепки – они ему шли».

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА

«Владимиру Семеновичу почему-то очень полюбилась эта странная вещь, более уместная в ученическом классе, чем в гостиной поэта. Он приобрел ее, когда начал выезжать за рубеж. Брал цветные кнопки и отмечал места, где побывал: Лондон, Париж, Таити… Но на карте указаны не все страны, которые посетил певец, какие-то просто забывал отметить. Высоцкий питал страсть к путешествиям – как по России, так и за границу. Одинаково интересно рассказывал о поездках в Питер и Америку. Из Штатов отец вернулся в 1978-м и был под впечатлением от дорог, светофоров, магазинов, небоскребов, природы. В конце жизни у него была мечта – на год-полтора отправиться туда работать. Он не собирался эмигрировать, просто надеялся, что смена картинки поможет вырваться из той круговерти, что его затягивала. Но не сложилось…»

Владимир Семенович отмечал города, в которых побывал
Владимир Семенович отмечал города, в которых побывал // Фото: Максим Ратников

МАГНИТОФОН

«Отец записывал на нем свои песни. Именно благодаря магнитофонным бобинам его творчество распространялось в массах. В 1964 году Высоцкий решил устроиться в Театр на Таганке. Идя через фойе, музыкант  услышал, как со сцены кто-то поет его песню «В тот вечер». Купив программку, увидел, что во втором акте спектакля «Микрорайон» звучит композиция, напротив которой значится «Музыка и слова народные». Первый магнитофон, на котором отец делал ранние записи, принадлежащий его старшему другу Левону Кочаряну, к сожалению, не сохранился». 

Благодаря магнитофонам творчество поэта стало известно широкой аудитории
Благодаря магнитофонам творчество поэта стало известно широкой аудитории // Фото: Максим Ратников