Группа «Агата Кристи» — одна из самых заметных и влиятельных в истории русского рока. Ее лидер и основатель Вадим Самойлов вместе с братом Глебом подарили слушателям не только хитовые композиции, но и уникальный взгляд на музыку и жизнь. Хотя коллектив давно распался и творческие пути Самойловых разошлись, их песни продолжают радовать поклонников по всему миру.
На днях Вадиму Самойлову исполнился 61 год. В эксклюзивном интервью для «СтарХита» он рассказал, как отметил день рождения, поделился историями из закулисной жизни «Агаты Кристи» и творческими планами, а также раскрыл подробности распада коллектива и конфликта с братом.
Как в этом году отметили день рождения?
Я не очень люблю свои дни рождения и стараюсь вообще их не отмечать. Лучший для меня способ отметить день рождения — это концерт. И очень много раз у меня в жизни совпадал день рождения с каким-нибудь гастрольным концертом. Но вот последние два года я уже, видимо, уже традиционно провожу 3 октября концерт в своем родном городе Екатеринбурге.
Что загадали, когда задули свечи?
Я всю жизнь провожу в том, что называется желанием, когда фантазирую, придумываю новые концертные программы, композиции, шоу. Можно сказать, я провожу жизнь в представлении желаний. Так что на день рождения я просто задуваю свечи.
В прошлогоднем интервью, вы сказали, что боитесь не успеть полноценно реализовать себя. Пропали ли эти опасения спустя год?
Не то чтобы у меня были страхи что-то не успеть. Дело не в этом. Было бы хорошо все успеть и плохо не успеть. Но и то, и другое — это жизненный опыт.
Если оглядываться назад, что бы вы хотели изменить в своем прошлом?
Такого рода желаний у меня нет. Я по жизни предприниматель, и все, что со мной происходило, я представлял, фантазировал и реализовывал сам. А когда ты сам планируешь, застраиваешь, организуешь свою жизнь, ты естественно совершаешь ошибки, которые тебя чему-то учат. И это прекрасный жизненный опыт, которым я доволен. Без любого эпизода я не получился бы таким, какой я есть.
Какой совет вы бы дали молодому себе в начале творческого пути?
Мне кажется, любопытнее было бы получить совет из юности себе сегодняшнему. И я это с успехом делаю, потому что я реанимировал часть своих ранних композиций, написанных еще в студенческие годы. И я понял, что это обращение от меня тогдашнего к себе сегодняшнему. Вы услышите их в моем новом альбоме.
Какие моменты в истории группы были для вас самыми важными и знаковыми?
История моего музыкального пути — это self-made история. У нас было очень много событий, на которых мы росли. Это первый концерт в маленьком помещении, первый концерт в Свердловске, первые концерты в Москве и Питере, первый заграничный концерт, первое выступление на огромном стадионе, новые альбомы и так далее. Каждый раз жизнь дает какие-то вызовы, и мы сами их себе бросаем, поэтому весь путь моей музыкальной группы — это история каких-то маленьких побед и поражений, после которых нужно уметь вставать и выходить на новый уровень. Это у нас всегда получалось.
Вы помните самый странный поступок поклонника(цы)?
В пору бешеной популярности «Агаты Кристи» в 90-х, конечно, фанаты позволяли себе очень экстравагантные выходки. К сожалению, все эти выходки связаны с риском для жизни. Это прогулки по фальш-потолку в кинотеатре с падением на сцену, это толкотня, когда тысячи человек давят друг на друга и полицию выдавливают под сцену. Это не очень весело вспоминать, на сам деле. Вот такая гипер-популярность связана с достаточно стрессовыми ситуациями чаще всего и приносит много дискомфорта.
Вы говорили, что вам не о чем жалеть. Но неужели распад группы никогда не вызывал у вас чувство сожаления?
Распад группы «Агата Кристи» — это запланированная акция двух людей, которые всегда знали, что в какой-то момент их творческие и человеческие пути разойдутся. Когда-то я должен был отпустить младшего брата в свободное плавание. Это произошло по обоюдному согласию. Поэтому тут действительно жалеть совершенно не о чем. Намного хуже тащить лямку, будучи совершенно разными людьми, терпеть друг друга непонятно ради чего. Мы все-таки тру-рокеры и делаем это для какого-то подлинного самовыражения, а не только для кошелька.
Вы помните момент, когда узнали, что Глеб обратился в суд? Что вы тогда испытали?
Это было удивление и какое-то расстройство, разочарование. В общем целый комплекс эмоций. Тем более это брат против брата. В моей голове такие вещи недопустимы, но это случилось. Я в принципе понимал заранее исход всего этого, я знал, что я прав. Ну так оно и вышло. Все суды я выиграл. Сейчас авторские права принадлежат нам обоим. Суд принял справедливое решение, что это совместно созданная музыка, феномен творческого коллектива «Агаты Кристи» и его наследие. Так что все по-честному.
В каких отношениях вы с братом на данный момент?
В настоящий момент мы не поддерживаем никаких отношений с братом. Но я открыт к диалогу.
А какие сейчас отношения у Глеба с мамой?
Глеб с мамой созваниваются и поздравляют друг друга с днем рождения. Но, к сожалению, когда он бывает в Екатеринбурге, он в гости к ней не заезжает.
Как думаете, если бы Александр Козлов не ушел из жизни так рано, сколько бы еще группа просуществовала в своем изначальном составе?
История не знает сослагательного наклонения. Должно было случиться то, что случилось. Наверное, сколько-то это могло продолжаться. Но я не думаю, что это случайность. В жизни вообще не бывает случайностей, у каждого этапа свое время, свои жертвы и свои открытия.
Говорить о возрождении группы, наверное, уже нет смысла. Но, может быть, вы допускали возможность вновь выступить с братом на одной сцене?
Жизнь — вещь очень остроумная, это я давно уже понял, поэтому зарекаться нельзя. Какое-то выступление… почему бы и нет. Не то чтобы я горю желанием прямо сейчас это осуществить. Но исключать не приходится. Но, думаю, что по части такого нового творческого союза и возрождения группы все-таки вещь маловероятная. Потому что и он, и я наслаждаемся личным своим путем, и не думаю, что мы разменяем это на какую-то историю. Хотя опять же, все может случиться…
Вы много лет на сцене, регулярно уезжаете на гастроли. И сейчас у вас проходит большой осенний тур. Вы когда-нибудь задумывались о завершении карьеры и уходе на заслуженный отдых?
Музыка, ее создание и выступление для людей являются моей сутью. Поэтому, покуда здоровье будет позволять, я буду этим заниматься. Пока еще я чувствую вдохновение. Пока еще я чувствую, что мне есть, что сказать, сочиняя новые песни и радуя поклонников старыми. Так что мой путь до конца на сцене.
Пару лет назад вы рассказали, что набрали вес. Это стало вашим комплексом?
Во всем есть плюсы и минусы. Набранный вес позволил мне увидеть себя в новом сценическом образе — образе самурая.
Вы следите за творчеством молодых артистов?
Да, я всегда следил и продолжаю следить за ростом молодой и творческой шпаны, особенно в нашей сфере, неформальной, андеграундной, рокерской. Мне все это очень интересно и любопытно. И этому я тоже посвящаю много времени. Более того, я планирую открыть свой лейбл, свой продюсерский центр.