Об этом в студии «Пусть говорят» на Первом канале рассказал президент Федерации альпинизма Кыргызстана Эдуард Кубатов, который принимал участие в спасательной операции Натальи Наговицыной. Вместе с экспертами он запускал дроны, чтобы узнать о состоянии женщины, которая из-за травмы осталась ждать подмоги на вершине пика Победы.
«27 августа был поднят дрон с тепловизором, мы смогли приблизиться к палатке на расстояние примерно в километр. Обычно такие тепловизоры фиксируют сигналы за 15 километров, а погрешность составляет два-три градуса. Но, к сожалению, в палатке Наговицыной дрон не зафиксировал активности», — заявил Кубатов.
Под давлением общественности, которая требовала начать новый этап спасательной операции на пике Победы, были запущены еще дроны — уже 2 сентября. На этих кадрах было заметно, что второй слой с палатки был сорван — этого и опасались эксперты. Наверху дует сильный ветер, мороз минус 20 градусов. «Мы же понимаем, что разорванная палатка не даст человеку существовать нормально. Там будет стоять шум, будет холод», — объяснил специалист в эфире.
При этом, если отталкиваться от данных, полученных альпинистами, становится понятно — Наталья Наговицына до последнего боролась за жизнь и пыталась делать все, чтобы ее спасли.
«Она создала для себя второй слой и привязала ее к стойке палатки, это было ожидаемое решение. Второй момент — следы от мочи, которые говорят, что она сохраняла ясность ума и имела возможность ходить. Третий момент — выставленный рюкзак. Это был сигнал, что она жива. Могу сказать, что она боролась за жизнь, у нее была энергия, чтобы выжить», — отметил Кубатов.
Но силы женщины явно иссякли. Сейчас ведется спор, как долго альпинистка могла еще находиться на пике Победы, если бы спасатели решились еще на одну операцию. Все называют разные цифры. «Думаю, что до 10 дней она прожила бы в тех условиях, когда мороз минус 20 градусов, а высота 7200 метров», — резюмирует эксперт.
На данный момент все еще неясно, смогут ли вообще когда-либо транспортировать тело Натальи Наговицыной с пика Победы, так как погода там улучшится только ближе к лету. Но воздушным транспортом эвакуация невозможна, нужен отряд опытных спасателей — как минимум 30 человек.