27 июля 2018 года в Алтуфьевском районе было обнаружено тело 57-летнего Михаила Хачатуряна с множественными колото-резаными ранениями. Позднее выяснилось, что мужчину убили родные дочери — на тот момент 19-летняя Крестина, 18-летняя Ангелина и 17-летняя Мария.
Самые страшные детали громкого дела, ставшего символом борьбы с домашним насилием, — в нашей статье.
Стресс, не совместимый с нормальной жизнью
Долгие годы чета Хачатурян жила в атмосфере, пропитанной страхом и насилием — как психологическим, так и физическим. Михаил отличался агрессивным поведением и крайне жестоко обращался с женой и дочками. «Он просто начал орать и сказал, что всех нас сейчас убьет. Пошел за стволом. Избил маму сначала, потом Ангелину», — писала Мария Хачатурян своей знакомой.
Соседи и знакомые подтверждали склонность мужчины к насилию и резким перепадам настроения. Последние были вызваны в том числе приемом антидепрессантов — во время прохождения военной службы в Афганистане Хачатурян получил контузию, которая сказалась на его здоровье и взаимодействии с окружающими.
Сексуальное насилие со стороны родного отца
Спустя 20 лет брака Аурелия Дундук перестала жить с детьми и супругом, но не по доброй воле — Хачатурян выгнал женщину из дома, угрожая ей оружием. Нелестные слова сыпались и в адрес родных Аурелии. После так называемого разрыва отношений глава семейства и начал домогаться родных дочерей.
Девушки утверждали, что отец не только регулярно склонял их к сексу, но и снимал все происходящее на видео для дальнейшего распространения. Одна из сестер даже попыталась покончить с собой, но ее спасли и вернули в отчий дом врачи, не подозревавшие о том, какие страшные вещи там творятся. В ходе следствия факт применения сексуального насилия в отношении двух совершеннолетних дочерей был подтвержден.
День, который изменил все
В день своей смерти Михаил Хачатурян вернулся домой из психоневрологического центра, где проходил лечение. Настроение у мужчины, как обычно, оставляло желать лучшего: он отчитал дочерей за транжирство карманных денег и царивший в квартире беспорядок. Но словами дело не ограничилось: разгневанный Хачатурян приглашал дочерей по очереди к себе и распылял каждой в лицо перцовый баллончик. В процессе пыток старшая сестра Крестина потеряла сознание — у девушки случился приступ астмы, о наличии которой отец попросту не мог не знать. Ангелина и Мария, всерьез перепугавшись за здоровье сестры, решили положить конец своим многолетним мучениям и убить отца.
Вечером, когда глава семейства уснул, сестры вооружились охотничьим ножом и молотком и напали на Хачатуряна. В какой-то момент он пришел в себя и начал отбиваться. Тогда Крестина, дабы остановить отца, воспользовалась перцовым баллончикам, а после убежала на лестничную клетку. Михаил последовал за дочерью, но причинить вред ей не успел: Ангелина выхватила нож у сестры и ударила им Хачатуряна в сердце. Ранение оказалось смертельным — мужчина скончался.
Неудачная попытка замести следы
Убив отца, дочери попытались инсценировать его нападение, дабы показать сотрудникам правоохранительных органов, что они оборонялись, и другого выхода у них попросту не было. Поэтому Крестина, Ангелина и Мария нанесли себе ножевые ранения и только после этого позвонили в полицию и вызвали скорую помощь. Несмотря на предпринятые меры осторожности, следствие установило, что в роковой день отец не наносил увечий дочерям, и все это была всего лишь попытка скрыть истинные обстоятельства убийства.
Серьезные проблемы с психикой
В 2021 году сестер направили на амбулаторную психиатрическую экспертизу в институт им. Сербского, в рамках проведения которой специалисты установили следующее: каждая из сестер с 2014 года страдала от синдрома жестокого обращения и посттравматического стрессового расстройства.
«Все эти заболевания имеют прямую причинно-следственную связь между действиями Хачатуряна и обнаруженными у его дочерей расстройствами», — объяснила адвокат сестер Мари Давтян.
По словам защитницы, из-за травмированной психики, материальной зависимости от главы семейства и отсутствия поддержки девушки воспринимали поведение Хачатуряна и все происходящее дома как безвыходную ситуацию.
Чем больше деталей дела узнает общественность, тем активнее она поддерживает сестер Хачатурян. В защиту девушек высказываются именитые журналисты, артисты, представители центров защиты пострадавших от домашнего насилия, к которым за помощью обращаются преимущественно молодые девушки. Пользователи социальных сетей, конечно же, тоже обсуждают непростые судьбы Крестины, Ангелины, Марии и сочувствуют им.
«За что страдают дети, такого папашу врагу не пожелаешь»; «Значит, для них это был единственный выход»; «Даже после кончины насильника нет им спокойствия столько лет»; «Это не месяцы, а годы страха, унижения и бессилия! Не всегда психика выдерживает»; «Как это страшно, в голове не укладывается. Человек, который дал жизнь своим девочкам, так убивал их медленно»; «А сколько таких еще девочек… И они даже рассказать о беде не могут»; «Надеюсь, скоро их испытания закончатся, и справедливость восторжествует», — пишут люди под постами, посвященными расследованию неоднозначного убийства.
Но находятся среди комментаторов и те, кто не верит в невиновность сестер, либо не считает, что их следует оставлять на свободе: «Могли уйти, если было так плохо!»; «Выход есть всегда, пока ты жив», «Тут не может быть речь ни о какой самообороне, они ведь убили спящего человека. Чистое групповое убийство».
Но факт остается фактом: 21 апреля 2025 года судебная коллегия Бутырского суда установила, что погибший от рук дочерей Михаил Хачатурян систематически насиловал их и наносил здоровью девочек тяжкий вред. Какой вердикт вынесут присяжные в отношении самих Крестины, Ангелины и Марии, покажет время.