Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Элио Чиол: от неореализма к Аквилее

В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет ретроспективную выставку классика итальянской фотографии Элио Чиола, охватывающую период с 1950-х по 1990-е годы.

3 июля 2019 11:060
Элио Чиол «Воскресенье в Басса-Миланезе», 1963 | Источник: Предоставлено Фондом «Аквилея»
Элио Чиол «Воскресенье в Басса-Миланезе», 1963
Источник:
Предоставлено Фондом «Аквилея»

Элио Чиол родился в 1929 году в Казарса делла Делизия в регионе Фриули, на северо-востоке Италии, где живет и работает до сих пор. Фотографией он заинтересовался еще в детстве, во время войны, когда дислоцированные в Казарсе военнослужащие приносили его отцу-фотографу пленки на проявку и печать. В 15 лет Чиол бросил школу, с тех пор постоянно занимаясь самообразованием, и посвятил себя фотографии — делу, которому остается верен по сей день.

В 1949 году Элио Чиол завоевал первый приз фотоконкурса в Удине. С 1955 по 1960 годы участвовал в жизни венецианского фотоклуба La Gondola, в это же время получил несколько премий нью-йоркского международного конкурса любительской фотографии. В 1969-м вышла первая книга фотографий Чиола, сделанных в Ассизи. Впоследствии книга была переведена на пять языков.

Элио Чиол «Фотография со съемок фильма «Последние». Отец наказывает Кеко», Фриули, 1962 | Источник: Предоставлено Фондом «Аквилея»
Элио Чиол «Фотография со съемок фильма «Последние». Отец наказывает Кеко», Фриули, 1962
Источник:
Предоставлено Фондом «Аквилея»

Начало творческого пути Элио Чиола совпало по времени с расцветом итальянского неореализма. Это направление рождается из недовольства эстетикой салонной фотографии 1920—30-х годов, которая после войны начала ассоциироваться с фашизмом. Художники-неореалисты ставили перед собой задачу максимально приблизить свои работы к действительности. Режиссеры отказались от студийных декораций и профессиональных актеров, а фотографы — от ретуши и постановки.

Подобно фильмам Витторио де Сика, Лукино Висконти и Роберто Росселини, показавших неприукрашенную жизнь обедневших жителей послевоенной Италии, ранние работы Элио Чиола, созданные в 1950—60-е годы, представляют собой серии портретов и жанровых зарисовок, с помощью которых ему удается максимально достоверно рассказать о буднях и заботах «маленького человека».

Элио Чиол «Играющие в Кьодже», 1961 | Источник: Предоставлено Фондом «Аквилея»
Элио Чиол «Играющие в Кьодже», 1961
Источник:
Предоставлено Фондом «Аквилея»

Отдельное место в экспозиции занимает цикл фотографий, созданных Элио Чиолом на съемках фильма «Последние» (Gli Ultimi, 1963), повествующего о жизни крестьян в 1930-е годы в его родном регионе Фриули. Элегическое кинополотно, задуманное поэтом и священником Давидом.

Марией Турольдо и режиссером Вито Пандольфи как гимн человечности и достоинству, стало первым примером профессионального кинематографа во Фриули. Картина получила лестные отзывы Пазолини, отметившего ее «абсолютную эстетическую строгость», Унгаретти, подчеркнувшего «искренность и высокую поэзию», и Дзаваттини, восхитившимся «бедной правдивостью изображения», однако фильм не нашел коммерческого успеха. Автор был вынужден противостоять предрассудкам: изображенная в фильме бедность вызвала у зрителей дискомфорт — им казалось, что они уже преодолели проблемы прошлых лет.

Снимки Элио Чиола не только возрождают интерес к этому шедевру итальянского неореализма, незаслуженно забытого в 1960-е и бережно восстановленного в 2002 году, но также помогают объединить в одном художественном пространстве древнюю и современную историю Фриули.

Элио Чиол «Быстро взрослеют», Палермо, 1957 | Источник: Предоставлено Фондом «Аквилея»
Элио Чиол «Быстро взрослеют», Палермо, 1957
Источник:
Предоставлено Фондом «Аквилея»

Элио Чиол — поэт, воспевающий красоту Италии. Графичные черно-белые пейзажи, которые он снимает с высокой точки, давно стали визитной карточкой фотографа. В 1997 году за серию фотографий о Фриули Чиол был удостоен премии World Press Photo. На выставке представлены знаменитые снимки Ассизи, Венеции, Рима, Амальфи и др. Чиол мастерски использует свет, обладая глубокими знаниями и мастерством в механике и технике фотографии. Его работы подобны сделанным вручную гравюрам или литографиям. Там, где это необходимо, он манипулирует изображением с помощью фотолабораторных техник, — но только для того, чтобы расставить акценты и материализовать первоначальный замысел.

Элио Чиол «На ступенях собора», Амальфи, 1957 | Источник: Предоставлено Фондом «Аквилея»
Элио Чиол «На ступенях собора», Амальфи, 1957
Источник:
Предоставлено Фондом «Аквилея»

Особое место в творчестве Элио Чиола занимает деятельность по созданию фотографического архива произведений итальянского искусства. На выставке в МАММ представлена новая серия работ фотографа, сделанная в легендарной Аквилее — античном городе-крепости, построенном римлянами на рубеже новой эры, археологическая зона которого является сегодня памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. В экспозицию вошли фотографии фресок и мозаик патриаршей базилики Аквилеи, черно-белые лаконичные снимки Римского форума, речного порта и колокольни базилики.

Фотографии Элио Чиола находятся в собраниях Музея Метрополитен в Нью-Йорке, музея Виктории и Альберта в Лондоне, Международного музея фотографии и кино в Рочестере, Института искусств Чикаго, Художественного музея Принстонского университета и др. За 70 лет профессиональной карьеры Элио Чиол открыл более 140 персональных выставок по всему миру.

Соорганизатор: Итальянский институт культуры в Москве

При поддержке: Фонда «Аквилея»

Стратегический партнер музея: Tele2

Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения
На информационном ресурсе применяются cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.