26 февраля 2025 15:50
— Злата, вы прошли путь от театральных подмостков МХАТа до сольных поэтических концертов. Что подтолкнуло вас к выступлениям, и как этот переход повлиял на творчество?
Я никогда не ограничивала себя одним жанром или видом деятельности. Довольно давно выступала на сцене в самых разных амплуа — и как актриса, и как чтец, и как поэт. И с поэзией у меня тоже большой опыт: я участвовала в различных конкурсах, читала стихи на поэтических мероприятиях. Но в какой-то момент вдруг отчетливо поняла, что могу не только писать стихи, но и создавать с помощью них какую-то особенную связь со слушателями. Мне стало интересно исследовать эту сферу, когда именно в процессе оффлайн-мероприятий возникает нечто большее, чем простое чтение текста.
Я почувствовала, что умею удерживать внимание людей, что мои слова способны вызывать у них эмоции — и слезы, и смех, и глубокое переживание. И самое удивительное: это становилось своего рода терапевтическим процессом как для меня, так и для аудитории. Именно это открытие меня подтолкнуло к мысли о сольных концертах. Этот переход очень сильно повлиял на мое творчество, сделав его более открытым и ориентированным на эмоциональную отдачу.
— Ваши концерты — целые перформансы. Какие выступления вам запомнились больше всего?
Каждый концерт для меня — целое событие, неважно, сольник это или выступление в составе общего мероприятия. Это всегда немного страшно, непонятно, как себя вести, как не забыть слова и не споткнуться. Но со временем я научилась отвлекаться от страхов и переключаться на более важные вещи. Для меня теперь на первом плане не то, как я выгляжу и как выступаю, а то, что я хочу донести до людей, какие чувства и эмоции я хочу в них пробудить. Я поняла, что я на сцене — это не просто я, которая что-то рассказывает. Я — инструмент, чтобы помочь людям прожить что-то свое, личное.
Если говорить об организации, то, наверное, мой первый сольный концерт был для меня самым волнительным, трепетным. Это как в первый раз что-то организовываешь, и совершенно непонятно, придут к тебе люди или нет. Думаю, это знакомо любому артисту, независимо от степени популярности.
— Вспоминая вашу песню «Мальчик Кай», не могу не спросить — как вы нашли этот необычный синтез поэзии и музыки?
В 2022 году я написала текст, который для меня был больше похож на стихотворение, но по звучанию и ритму напоминал песню. В тот момент я не придала ему особого значения и отложила в сторону. Но, как это часто бывает, иногда старые вещи внезапно всплывают в нашей жизни в самый подходящий момент. Так случилось и со мной. Я начала заниматься вокалом, и через пару лет вспомнила о своей песне. Я подумала, что было бы здорово ее выпустить. Я поговорила с преподавателем и поняла, что мне нужна помощь в аранжировке, нашла компанию, которая пишет музыку, основываясь на идеях и видении автора. Мы вместе доработали трек, я его записала.
— В ваших выступлениях чувствуется искренность и глубокая связь с публикой. Как вам удается создать такую атмосферу?
Я всегда стараюсь быть максимально честной со своей публикой, не прятаться за масками — думаю, именно искренность вызывает доверие у людей. Наверное, выступления так трогают, потому что в процессе я как бы перестаю быть «просто поэтом» и становлюсь «просто человеком». Я делюсь со слушателями своими страхами, сомнениями, переживаниями. И в какой-то момент мы становимся одним целым — я перестаю бояться и просто растворяюсь в стихах, в эмоциях зала. И самое удивительное, что все нервы, вся тревога, все это куда-то исчезает. Потом в конце концерта, когда люди подходят обниматься, плачут, говорят, что это все было «как будто про них», я понимаю, что все это не зря, что именно так я должна себя проявлять в этом мире. В эти моменты я осознаю, зачем все это делаю, зачем пишу стихи, зачем выступаю. Это очень сильное и глубокое чувство.
— Какие творческие планы вы строите на будущее?
У меня всегда множество идей, которые возникают спонтанно. Я пишу стихи регулярно, но не по расписанию, а когда приходит вдохновение. Это может быть в дороге, ночью или в любой другой момент. Я могу написать строчку, песню или целое стихотворение. В ближайших планах — сольный концерт в Москве, который состоится осенью. Он будет приурочен к выходу аудиоверсии моего сборника. Я не буду выпускать весь сборник в виде аудиоальбома, а только его часть — около 20 стихотворений, из которых создам музыкальный поэтический альбом. Мне хочется, чтобы люди могли слушать мои стихи не только на концерте, но и дома, чтобы они могли создавать какое-то медитативное состояние, погружаться в атмосферу моего творчества.
— Вы всегда в поиске новых форм и способов донести свое творчество — расскажите подробнее о выпуске книг?
У меня накопилось довольно много новых стихов, и я хочу собрать их под одной обложкой. Но я не хочу выпускать просто книгу, мне хочется создать что-то необычное, запоминающееся. Возможно, это будет карманный вариант книги, или что-то совсем нестандартной формы, что-то, что было бы приятно взять с собой, носить в сумке, перечитывать в транспорте или на прогулке. Я все еще размышляю над этим, но у меня уже есть несколько идей. Параллельно я не забываю про музыку и планирую новые коллаборации с музыкантами, чтобы мой поэтический мир обрел еще больше красок.
— Злата, что бы вы посоветовали начинающим поэтам, которые мечтают показать миру свои произведения?
Я бы дала два совета: один внешний, другой внутренний. Внешний совет — это не бояться проявлять себя, несмотря на страхи. Я прекрасно понимаю, что это нелегко, но абсолютно необходимо. Ведь если ты будешь сидеть в тени и бояться критики и осуждения, никогда не найдешь свою аудиторию. Я часто вдохновляюсь историями великих творческих людей, смотрю, как их критиковали и осуждали при жизни, и как их ценят сейчас. Это помогает понять, что критика — не конец света, а часть пути. А внутренний совет — развивать насмотренность. Считаю, что любой поэт, прежде всего, должен верить в себя. Но при этом читать других поэтов, классику, современников не только для того, чтобы учиться у них, но и для того, чтобы развивать вкус и чувство прекрасного. Иными словами, нужно быть уверенным в себе, но при этом не забывать о том, что есть куда расти и что исследовать.