Майя Плисецкая появилась на свет в Москве, но вскоре ее отца Михаила перевели работать в Шпицберген. В конце 30-х годов XX века жизнь перестала быть счастливой и беззаботной: папу арестовали и расстреляли в 1938-м, а мать вместе с младшим братом Майи Азарием отправили в лагерь жен изменников родины.
Будущей звезде повезло больше: ее удочерила тетя по материнской линии Суламифь Мессерер. Она впервые показала ребенку балет, так как преподавала этот вид искусства. Плисецкая была заинтригована, и незадолго до восьмого дня рождения девочку отдали учиться танцевать. Когда в СССР шла война, маленькая Майя готовила первый номер, репетируя на сцене в Свердловске миниатюру «Умирающий лебедь». Мессерер построила выступление так, чтобы племянница продемонстрировала свои лучшие технические стороны.
В 1943 году Плисецкая окончила хореографическое училище, и ее взяли танцевать в Большой театр. Балерина отличалась выразительной пластикой и даже создала особый прыжок — «кольцо». В общей сложности, на сцене Майя Михайловна провела более 40 лет, но даже в преклонном возрасте она периодически участвовала в постановках. Что же продлевало артистке жизнь и карьеру? 20 ноября исполняется 100 лет со дня рождения звезды, и мы вспоминаем ее яркую историю.
Фикция или страсть?
Майя была эффектной женщиной, над которой, казалось, время невластно. Рыжие от природы волосы, стройная фигура, невысокий рост и потрясающая пластика… У нее были романы в театре. Вячеслав Голубин, с которым танцевала Майя, стал ее первой любовью. Но на одной из репетиций она сломала ему нос. Больше в паре они не выступали.
«Он стал пить, и это сломало ему карьеру и жизнь. 30-летним он наложил на себя руки, повесившись на водопроводной трубе унитаза в туалете своей квартиры», — писала балерина в мемуарах «Я, Майя Плисецкая».
По меркам того времени, Плисецкая поздно вышла замуж, да и первый брак оказался неудачным. Во время фестиваля латвийского искусства балерина познакомилась с Марисом Лиепой. По одной версии, танцовщица действительно увлеклась коллегой на 11 лет младше, по другой — фиктивно расписалась с ним в 1956-м ради разрешения на зарубежные гастроли.
Так или иначе, прожить вместе супруги смогли лишь пару недель, а через три месяца развелись. Марис вскоре встретил актрису Маргариту Жигунову, с которой провел около 20 лет.
«Для нас замужество Майи стало полной неожиданностью. Не предупредив никого, они с Марисом расписались в районном ЗАГСе. После регистрации Майя привела новоиспеченного супруга к нам домой и объявила маме: „Мы с Марисом поженились“. — „Ну, с этим не поздравляют“, — вскользь обронила мама, которой с самого начала было понятно, что этот брак долго не продлится.
Так и случилось. Майя с Марисом не ссорились, не колотили тарелки, просто очень скоро осознали, что не подходят друг другу. Официально их брак просуществовал около трех месяцев, но совместная жизнь продолжалась не больше пары недель», — писал о тех событиях брат Майи Плисецкой Азарий.
Вынужденный брак
На вечеринке у Лили Брик Майя Плисецкая встретила юного композитора Родиона Щедрина, однако поначалу они друг другу не понравились. Поговаривали, что это связано с излишне острым языком балерины, отпускавшей резкие комментарии в адрес молодого человека. Лишь через три года они начали встречаться.
В начале отношений Майю ждало испытание. Она отправилась с Щедриным в отпуск в Карелию, где он рыбачил, так что пришлось терпеть все прелести жизни в лесу. Дальше возлюбленные отправились в путешествие на машине в Сочи, во время которого много обсуждали музыку, танцы и будущую совместную работу. Тогда Майя поняла, что беременна, но ребенка оставить не решилась, несмотря на уговоры Родиона. Об аборте балерина горько пожалела уже спустя годы.
Влюбленные поженились 2 октября 1958 года, что помогло балерине избежать дальнейшего преследования КГБ, агенты которого следили за ней на фоне «излишних контактов с иностранцами». «Сегодня признаюсь, что это была моя инициатива. Щедрину не хотелось брачных официальных уз. Но мне интуиция подсказывала — власти меньше терзать меня будут, если замужем. Об этом не раз намекали. А Фурцева впрямую говорила — выходите замуж, вам веры будет больше. Даже квартиру новую обещали», — признавалась Майя.
Вынужденный брак не означал, что между супругами не возникло теплых чувств. Щедрин создавал чудесную музыку для партий артистки, и балерина всегда отзывалась о нем с любовью и почтением.
«Когда я впервые увидела его — ему было 22 года. Он был красив и неординарен! Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена. Играл так, как я никогда в жизни не слышала. Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает все. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов.
А еще он был естественно элегантен. Джентльмен от природы. Он удержал меня на плаву. Родион писал мне балеты. Он дарил идеи. Он вдохновлял. Это уникально. Это редкость. Потому что он редкий. Он уникальный. Я таких людей, как он просто не знаю. Таких целостных, таких самостоятельных по мысли, таких талантливых, даже гениальных», — делилась Плисецкая.
Изнанка жизни
Щедрину удавалось мириться с непростым характером Плисецкой. Она могла поругаться с мужем, но быстро отходила от ссор. Композитор окружил любимую женщину вниманием и заботой: он преподносил ей цветы, но лучшими подарками всегда были произведения, написанные для нее. Бриллианты балерину так не прельщали.
Как признавалась Плисецкая в интервью, Щедрин никогда не давал поводов для ревности, хотя был эффектным и статным мужчиной. Она посвятила много времени мужу и восхваляла его музыку, хотя не могла понять, как же он создает эти гениальные произведения. «У каждого человека свои недостатки. А у него их нет. Честное слово. Потому что он особенный. Потому что он гений. Я вообще думаю, если б наша встреча не состоялась, меня могло б давно уже на свете не быть», — говорила Майя Михайловна.
Но так ли идеальна была семья, как пыталась представить балерина? Поскольку Щедрин слишком любил родину, во времена советской власти он не осмелился уехать. Майя, повидавшая много стран по работе, это прекрасно понимала. Только когда СССР распался, Щедрин и Плисецкая уехали на постоянное место жительства за границу. Они первыми получили литовские паспорта, так как у них имелась дача неподалеку от Тракайского замка, но жили в Мюнхене. По слухам, Майя Михайловна поехала в Германию, потому что у ее супруга было там музыкальное издательство. Но откуда?
Советская Мэри Поппинс Наталья Андрейченко была замужем за Максимилианом Шеллом, поэтому достаточно близко знала его сестру Марию. Последняя, по словам Андрейченко, была без ума от Родиона Щедрина, помогала ему с контрактами и даже продала свое имение ради композитора. Вероятно, чтобы быть ближе к любовнице, Щедрин и перебрался в Мюнхен, правда, прихватив с собой жену…
В документалке Максимилиана Шелла о сестре был момент о запретном романе, который аккуратно освещала Наталья. «Развивались отношения очень бурно, — писала Андрейченко в мемуарах „Откровение“. — Мария была влюблена, готова была отдать всю себя, всю жизнь и все, что у нее есть…. Оказывается, она построила ему потрясающую студию звукозаписи. Студия была огромная, стоила неимоверное количество денег. Я очень боялась включать в фильм про Марию ту сцену, где на столике стоит портрет любимого Родиона.
[Тяжелобольная] Мария лежит в постели, и я задаю ей вопрос: «Мария, как это случилось?» В этих кадрах я беру в руки портрет, чтобы не произносить никаких имен. Я не хотела проблем, особенно тогда, когда моя любимая Майя была еще жива. Мария рассказывает про свою любовь к Щедрину и как он улетел, как он не вернулся и никогда, никогда не позвонил».
Воссоединение после смерти
Какие бы слухи не ходили вокруг пары, вместе Щедрин и Плисецкая провели более полувека: 2 мая 2015-го 89-летняя балерина скончалась от инфаркта в Мюнхене. Композитор всегда подчеркивал, что был счастлив разделить жизнь с танцовщицей.
«У меня была великая жена, с которой у меня были исключительные отношения. Мы понимали друг друга с полуслова. Я отношу это главным образом к ее характеру, к ее терпимости. Я был счастлив с ней безмерно, бесконечно. Мне с ней было всегда интересно. Каждая минута была наполнена тем или иным событием. И конечно, на творчестве это не могло не сказаться. Мы друг друга обогащали и человечески, и, наверное, каждый в своей профессии. Так сложилась жизнь», — отмечал Щедрин.
Родион Щедрин пережил супругу на 10 лет, скончавшись в 92 года в минувшем августе. Детей у пары не было, поэтому наследство перейдет родне Плисецкой — двоюродному брату и племяннице.
Что же касается похорон, то нет сомнений, что будет исполнена воля балерины: при жизни Плисецкая оставила завещание, в котором отметила, что хотела бы воссоединиться с супругом. «Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией», — писала звезда сцены.
