41-летняя Валерия Гай Германика сообщила неприятную новость — ее фильм убрали из программы Международного конкурса документальных картин «Послание к человеку». Режиссер должна была представить на киносмотре свою работу, причем приглашение от организаторов она получила лично.
«После утверждения моего фильма отборочной комиссией и этого официального письма, через какое-то время мне позвонил программный директор фестиваля и сказал, что Алексей Учитель снял мой фильм с конкурса. Я, конечно, спросила почему. А дальше…
Программный директор документального фестиваля был предельно документален и прост. Ведь самое интересное случается не в кино, а в жизни. То есть того, что даже и подумать нельзя. Методом сократического диалога было выяснено, что Алексей Учитель мой фильм не видел, но зато видел мое выступление на Международной неделе кино, и оно ему не понравилось! Я просто не нравлюсь Алексею Учителю, поэтому фильм сняли с основного конкурса», — делится Валерия.
Режиссер потрясена поведением старшего коллеги, который занимает почетный пост президента фестиваля. Не ожидав от мэтра подобного, Валерия выразила негодование в личном Telegram-канале.
«Ну затем было море слез, конечно. И я сто раз от уважаемых коллег услышала, что „да, фестиваль уже не тот“, „Учитель изменился со времен фильма „Рок“»… Да мне-то что?
Система личной лояльности в культуре уничтожает экосистемы, потому что творчество не укладывается в вертикаль власти. Если фестиваль живет по феодальной модели, он неизбежно превращается в музей самого себя — без риска, без таланта, без будущего.
«Да в целом и плевать», — скажут умные люди. Нафиг тебе этот междусобойчик, там нет уже давно Соррентино, Херцега, Косаковского, Дворцевого… Да, я как ребенок реагирую на то, что происходит с людьми. А должна как беспристрастный документалист — фиксировать и снимать. Ведь в России надо жить долго, и все изменится», — писала она.
Гай Германика решила лично обсудить болезненный для нее вопрос. Она позвонила Алексею Учителю, но столкнулась с игнорированием.
«Написала в сообщении, мол, это Лера, хочу поговорить по поводу фестиваля. Синие галочки — и нет ответа. После чего мне передали, что моя настойчивость раздражает. Ну знаете, Юнг еще никогда не ошибался. Молчание, игнор, демонстративное обесценивание — это способ удержать свою верхнюю позицию в системе.
Юнг сказал бы: столкновение архетипа Властителя с Тенью, которую он вытесняет. Его жест — не про тебя, а про его страх потерять контроль. Страх. Страх. Страх», — сделала вывод режиссер.
Поклонники возмущены поведением 74-летнего Алексея Учителя. «Валерия, пора делать свой фестиваль, чтобы не переживать из-за стариков, которые боятся потерять место»; «Респект, что не замалчиваешь такие вещи. Лучи поддержки тебе! А еще я верю, что старость что-то эдакое делает с некоторыми людьми, и с талантливыми людьми в том числе, что они становятся худшей версией себя», — негодуют пользователи Сети в комментариях.
Некоторые все же вступились за режиссера. Они посчитали, что Валерия могла действительно отпугнуть мэтра. «Слушай я очень люблю Алексея Учителя, один из любимых российских кинорежиссеров. А что ты такого говорила на Неделе кино в Москве, что могло не понравиться? У тебя же образ бунтарки и хабалки — это один из твоих приемов», — рассуждают другие.