Елена Коняева появилась на свет в Москве в творческой семье: Виталий Коняев и Нина Дробышева встретились на съемках фильма Григория Чухрая «Чистое небо». Артисты казались идеальной парой, однако их союз распался после девяти лет совместной жизни. При этом бывшим супругам удалось сохранить дружбу.
Актеры пропадали в театре, пока маленькая Лена воспитывалась бабушками. «Мамы мне всегда не хватало. Я была ею одержима, все время ждала ее, спрашивала про нее. Она мне казалась настоящим ангелом, у которой все получается. Я до сих пор помню, как однажды она неожиданно приехала на дачу. Поднимаю глаза, а рядом стоит мама. Это было такое невероятное счастье», — вспоминала Дробышева в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
Восхищение матерью и полное доверие ее мнению сочетались со страхом не оправдать надежд: соответствовать звезде спектакля Театра Моссовета «Эдит Пиаф» казалось непосильной задачей. Тем не менее Елена Дробышева решилась на поступление в Щукинское училище, хотя родительница скептически отнеслась к ее затее. 3 декабря Елене исполняется 61, и самое время вспомнить, чего она достигла в профессиональной и личной жизни.
Карьера Елены Дробышевой
Папа не исчезал из жизни Елены. Виталий Анатольевич пристроил дочку в престижную школу с французским уклоном, благодаря чему она выучила язык. Несмотря на привязанность к отцу, в 16 девушка все же решила сменить фамилию на мамину.
Нина Дробышева тем временем вышла замуж за другого коллегу по театру — Вячеслава Бутенко. Этот союз тоже распался, но подарил актрисе дочку Христину. Как признавалась Елена, в детстве она не особо ладила с сестрой, но спустя годы они по-настоящему сблизились.
Казалось, Лена могла пойти в переводчики или экскурсоводы, ведь обожала посещать Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Однако судьба привела девушку на театроведческий факультет ГИТИСа, который она бросила уже после первого курса: через год Дробышева поймала себя на мысли, что критик должен не ругать актеров, а наставлять и созидать.
«Я написала покаянное письмо нашему замечательному педагогу Борису Николаевичу Любимову: „Простите меня, я пойду в артистки!“ Спустя несколько лет уже после окончания Щукинского училища я случайно встретила его, и он заметил: „Вы правильно сделали, что ушли от нас“», — вспоминала актриса.
В «Щуке» студентка училась у Евгения Симонова, поэтому после получения диплома присоединилась с сокурсниками к его Московскому драмтеатру имени Рубена Симонова. После смерти худрука в 1994-м обстановка в учреждении изменилась, и Дробышева перешла в Театр имени Моссовета, а позднее служила в Центре драматургии и режиссуры, блистая в спектакле «Трансфер».
Со второй половины 90-х зрители могли увидеть актрису в постановках Театра Луны. Здесь артистке довелось сыграть Нину Заречную в «Чайке», о чем мечтали многие ее коллеги. При этом широкая публика узнала Дробышеву по киноролям: на экране она дебютировала еще в 80-х, сыграв Женю в ленте «Встреча перед разлукой».
После эпизодов в лентах «Встречная полоса» и «Катенька» Елена Дробышева получила ключевую роль в картине «Гулящие люди», ну а в 90-х сыграла центральных героинь проектов «Если бы знать…», «Любовь французская и русская» и «Семнадцать левых сапог».
В нулевых артистка вовсю снималась в сериалах: «Другая жизнь», «Огнеборцы», «Оперативный псевдоним», «Казус Кукоцкого». Главные роли достались актрисе в проектах «Маршрут», «Репетитор», «Если у вас нету тети…», «Терапия любовью». Она мастерски перевоплощалась как в жен олигархов, так и в замученных судьбой одиноких матерей. Многие запомнили Дробышеву в образе мамы Кати из «Аритмии» и многодетной Долли из «Анны Карениной» Сергея Соловьева.
«Т-34», «Старое пианино», «Неверные» — Елену Витальевну не переставали звать в известные проекты. Среди последних работ с участием актрисы — эпизод в драме «Солдатская мать» и значимая роль в детективе «Охота».
Брак с драматургом
«В этой книге есть все! Если у человека проблемы в семейной жизни, ему не надо ходить к психологу, а нужно прочесть это великое произведение, и он найдет ответы на любые вопросы», — говорила актриса об «Анне Карениной».
Но помогала ли русская классика самой Елене? В «Щуке» актриса встретила Дмитрия Липскерова, который добился ее руки долгими и настойчивыми ухаживаниями. Нина Дробышева изначально не одобряла ранний брак дочери, а по словам драматурга, постоянно вмешивалась в отношения пары и негативно на них влияла.
«Любил. Бессмысленно бился в ворота. И все это видели и понимали. Мама ее, Нина Ивановна, настолько была не в восторге от нашего с Леной брака, что даже на свадьбе умудрилась организовать небольшую заварушку. Повод был каким-то дурным: конфеты, младшая дочь… То ли она их переела, то ли наоборот. Нина Ивановна громко ругалась, привлекая к себе массу неоправданного внимания», — вспоминал драматург.
Неудачная свадьба перетекла в странный брак, где, по словам Липскерова, всю бытовую нагрузку взяла на себя бабушка Лены, а молодожены толком не понимали, как перестроить жизнь. Драматург ощущал себя фоном для игры тещи: однажды он нашел на улице ювелирный браслет и предложил супруге продать его, чтобы были деньги на лето.
Жена сперва вдохновилась идеей, но поговорив с матерью, вдруг перестала разговаривать с Дмитрием. Оказалось, такой политикой руководствовалась в отношениях и Нина Дробышева, устраивавшая бойкот мужьям — с Бутенко она молчала шесть лет. Елены же хватило на месяц — после перемирия выяснилось, что по неким неписаным правилам мужчина обязан отдавать найденные дамские украшения женщине. Так браслет достался Нине Ивановне.
К сожалению драматурга, прислушивалась Елена к матери не только в отношении уличных находок. «Однажды мама сказала: „Отправляйся на аборт“ — и жена моя пошла выполнять команду. В момент, когда они принимали это решение, я притащился в ЦДЛ со своими жалкими копеечками купить жене помидоров, которые во время беременности она сильно полюбила. Зимой их продавали еле розовыми, но я свято верил, что в них остались хоть какие-то витамины…» — сетовал писатель.
Липскеров осознавал, что мировоззрение у них с супругой слишком разное, что и привело к разрыву. Больше замуж актриса не выходила, хотя признавалась, что еще один избранник разбил ей сердце. «Пусть Дима не обижается, но этот брак был ошибкой. Спустя 11 месяцев мы развелись, и я почувствовала такое облегчение. При этом мы до сих пор общаемся. Когда несколько лет назад мне понадобилась дорогая операция, я обратилась к Диме, и он без вопросов дал деньги. Я не стесняюсь в этом признаться», — подчеркивала в 2019-м Елена Дробышева.
Потери
Во второй раз Елена Дробышева вышла замуж за коллегу по цеху Александра Кознова. В союзе на свет появился сын Филипп, ради которого актриса на три года выпала из обоймы. В 90-е супруги столкнулись с тяготами бедности и нехватки товаров первой необходимости, что привело к ссорам и разводу.
Филипп стал гордостью звездной мамы: отучился на экономиста, работал во Франции, а затем вернулся в РФ. При этом в 2019-м ходили слухи, что из Европы парень приехал, так как отказался от бизнеса и начал вести разгульный образ жизни. Некоторые СМИ писали, что сын Дробышевой лечился от наркозависимости, но семья сплетен не комментировала.
Уже в 2023-м, когда умерла мама Елены, а спустя два месяца — и ее отец, Филипп появился в студии программы «Жизнь и судьба». Никаких признаков зависимости у подтянутого мужчины зрители не заметили. Заботливый внук делился, как ухаживал за Ниной Ивановной в ее последние месяцы. «Любое взаимодействие с бабушкой — событие. Я учусь в театральном вузе, на четвертом курсе. В самом начале она помогала мне с ролями, мы вместе репетировали. Я всегда мечтал, чтобы она пришла что-то посмотрела, она к сожалению не успела…» — сетовал Филипп.
