Актриса Маргарита Жигунова и танцовщик Марис Лиепа познакомились в самолете: артистка снималась в фильме «Илзе», поэтому и дочку супруги впоследствии назвали в честь главной героини картины. Девочка провела детство за кулисами Большого театра, а в пять сама вышла на сцену — сыграла мальчика в спектакле «Мадам Баттерфляй».
Мало кто удивился, когда и Илзе, и ее брат Андрис пошли в хореографическое училище, ведь они выросли в творческой атмосфере и считали мир театра сказочным. «Отец сказал: „Ребята, запомните, теперь ваше детство закончилось. Теперь вы должны оставить куклы, друзей“. Он оказался прав. Нас воспитывала сама атмосфера. Годы, которые мы провели в хореографическом училище, были нелегкими. Можно сказать, что мне повезло только в старших классах, когда я стала заниматься у прекрасного педагога Натальи Викторовны Золотовой. Она, к счастью, дала нам „старое“ воспитание, за что я ей очень благодарна», — признавалась балерина.
Развод родителей после 18 лет брака стал трагедией для всей семьи, к тому же для Мариса Лиепы он совпал с крахом балетной карьеры. Не передалась ли Илзе, кроме таланта отца, еще и его неудачливость в личной жизни? 22 ноября артистке исполняется 62, и мы рассказываем о ее достижениях и потерях.
Раскол в семье
О бурной семейной жизни Мариса Лиепы до сих пор спорят те, кто его знал. Илзе считала, что, изменив маме, отец оступился, а Маргарите Жигуновой не хватило сил его простить. По мнению балерины, если бы вера раньше вошла в жизнь матери, она бы иначе посмотрела на отношения, ну а папа бы прожил дольше.
Вот только оступился Марис Эдуардович не раз. Дочь Галины Брежневой Виктория делилась, что мама пять лет страдала по премьеру, а тот позволял себе принимать от «кремлевской принцессы» дорогие подарки и кормил ее обещаниями развестись. Затем у танцовщика закрутился роман с художницей по костюмам Евгенией Шульц, в котором на свет появилась наследница Мария. Через год у артиста началась интрижка с молодой балериной Ниной Семизоровой — об этом-то и узнала Маргарита Жигунова, после чего рассталась с мужем.
Отношения с Семизоровой долго не продержались, ну а в Большом театре у Мариса Лиепы назрел серьезный конфликт из-за противостояния с Юрием Григоровичем. Война амбиций переросла в неприязнь, и два года премьеру почти не давали танцевать, ожидая, что он уйдет по собственному желанию. Артист не уступал до тех пор, пока на него не начали воздействовать через детей: если Андриса не трогали, позволяя солировать в спектаклях, то Илзе задвинули в миманс — массовку.
«И тогда Марис сдался, — уверяла Шульц. — Ему ничего не оставалось, кроме как уйти из театра ради дочери. Его попросту вынудили уйти на пенсию. Илзе ничего не знала о поступке отца… И как только Марис написал заявление об уходе, ее тут же ввели в спектакли, стали давать танцевать характерные партии».
Илзе Лиепа рассказывала, как восхищалась отцом, продолжая тайно видеться с ним, несмотря на обиды матери. Ее единокровная сестра Маша напротив вспоминала, как папа расстроился, узнав, что балерина вышла замуж и даже не пригласила его на свадьбу. Впрочем, Мария забывала, что артистка находилась меж двух огней и могла так поступить, щадя чувства матери. Так или иначе, Евгения уверяла, что тайны старших детей Марис Эдуардович воспринимал как предательство, которое задевало не меньше краха карьеры.
В 1989-м танцовщик скончался, и на похоронах встретились все его наследники. Маша и Илзе начали общаться, но, очевидно, скандальное интервью Шульц о деталях жизни Лиепы и Жигуновой поставило в отношениях точку: балерина говорила, что мама помогла ее сестре в карьере, а в ответ получила плевок в душу. «Это очень печальная страница моей жизни. Это было такое большое предательство. Она предала память нашего отца, оскорбила мою маму, которая приняла ее всем сердцем», — отмечала Илзе Лиепа.
Два брака
Карьера Илзе Лиепы складывалась блестяще: она была первой исполнительницей партии Геры в спектакле «Ифигения в Авлиде», блистала в «Пиковой даме», получила премию «Золотая маска», снималась в кино, играла в театре — даже удостоилась «Чайки» и «Хрустальной Турандот».
Вместе с братом Илзе создала Фонд Мариса Лиепы, а перестав солировать в Большом театре, занялась молодежными проектами. Она окончила ГИТИС, открыла «Русскую национальную балетную школу», организовывала фестивали и конкурсы. Но успевала ли знаменитая танцовщица строить любовь при такой загрузке?
Впервые балерина вышла замуж за скрипача-виртуоза Сергея Стадлера. «Я даже отца не могла позвать на нашу свадьбу, они тогда не общались с мамой. Мама же была наше все! Нам приходилось выбирать. Папа так и не познакомился с Сергеем. Мой первый муж — гениальный музыкант, но мы встретились рано. Я тогда еще не понимала, кто такая. Очень хотела танцевать. Я не могла стать только женой, поэтому мы и не смогли сохранить наши отношения», — откровенничала Илзе в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
С Сергеем артистка осталась в дружеских отношениях, чего не скажешь о ее втором муже. Роман балерины с бизнесменом Владиславом Паулюсом начался после съемок красавицы в рекламе минеральной воды. В 1999-м влюбленные поженились, а в 2010-м у них родилась долгожданная дочка Надя. Илзе тогда было уже 46.
«Мне кажется, все абсолютно своевременно, на меня не давили из-за возраста, у меня было лишь волнение. Я мечтала о дочери, ждала ее. Мечтала, чтобы Господь дал мне все успеть. Когда я родила, было все равно, сколько мне лет», — поясняла звезда балета в интервью шоу «Эмпатия Манучи» на YouTube.
Уже через три года после рождения ребенка грянул развод: Илзе уверяла, что у нее не было другого выхода. Балерина говорила, что и так слишком долго терпела ужасное поведение пьющего, безразличного и плохо обеспечивающего семью мужа. Владислав дал ответное интервью, где в свою очередь обвинял жену в эгоизме, жестокости, запретах видеться с его дочками от прошлых браков и требованиях переписать на артистку все купленное им лично имущество.
Конфликтные ситуации
После развода Владислав писал бывшей покаянные послания, где говорил о своей «духовной болезни» и о том, как не ценил Илзе, что окончательно запутало публику. Так или иначе, бизнесмена ограничили в общении с дочкой, и в 2017-м он подал в суд, добившись, чтобы свидания стали более частыми.
Добился Паулюс и того, чтобы балерина не меняла Наде фамилию. В 2019-м поклонники обсуждали очередной спор бывших супругов: бизнесмен запретил артистке вывезти дочку за границу. Впрочем, в последних интервью Илзе благосклонно отмечала, что благодарна экс-мужу за чудесную наследницу. «Надя учится в Московской академии хореографии, которую когда-то закончил мой отец Марис Лиепа, а потом и мы с братом Андрисом. Она очень старается, есть определенные успехи», — делилась в прошлом году танцовщица.
Артистка не скрывала, что во всем поддерживает политику России и дочь воспитывает в соответствии с этой гражданской позицией. Еще в 2022-м балерине с латышскими корнями запретили въезд в Ригу, ну а в 2024-м президент Литвы лишил ее полученного в 2000-м гражданства. Илзе это не задело, ведь в Европу она и не собиралась. С родственниками из Латвии танцовщица не контактирует, да и новость о сносе рижского памятника отцу ее не трогает — работу скульптора-авангардиста она всегда считала уродливой.
«Уже принято решение об установке памятнику Марису Лиепе в Москве. Определено место в центре города. Работу выполнит замечательный скульптор Александр Рукавишников», — отмечала Илзе.
