12 января Раймонду Паулсу исполняется 90, так что 2026 год в Латвии объявлен юбилейным годом композитора. К творчеству Паулса в советское время относились по-разному: поначалу его произведения называли чересчур сентиментальными, а некоторые исполнители считали, что мелодии слишком просты. Тем не менее к концу 80-х скептики смягчились, а слушатели стали величать пианиста не иначе как гением.
Но даже у самых одаренных музыкантов случаются кризисы, причем не только в творчестве, но и в личной жизни. Какой же период Раймонд Паулс считает самым сложным в своей судьбе? И почему подработка в ресторанах едва не стоила ему карьеры и семьи?
Листья желтые, розы алые
Родные Раймонда трудились на фабрике, но при этом были людьми музыкальными: папа сам научился играть на скрипке, дедушка-барабанщик выступал на свадьбах. При иных обстоятельствах они могли стать профессионалами и связать жизнь со сценой, но чтобы прокормить семью, приходилось работать стеклодувами.
Свои нереализованные мечты Волдемар Паулс решил воплотить через сына. В три года Раймонда отдали в детсад при Рижском музыкальном институте и определили в класс скрипки, однако педагоги ребенка вскоре «забраковали»: пальцы оказались слишком короткими для виртуозной игры на струнном инструменте.
Стоило только фортепиано появиться в доме, как мальчик осознал, что играть придется и вечерами, и по выходным, отказываясь от прогулок с друзьями. Раймонд послушно разучивал гаммы, но стоило только отцу отвернуться, как отступал от нот и начинал импровизировать. Затем настала жизнь по четкому распорядку: общеобразовательная школа, потом — музыкальная и, наконец, домашние репетиции до ночи.
Подростком Паулс чувствовал себя роботом и не испытывал удовлетворения от занятий творчеством. Изменить отношение к музыке ему помогли хорошие учителя и работа аккомпаниатором в школьных постановках: ощутив власть над публикой, Раймонд вдохновился. После окончания семилетки пианист продолжил совершенствоваться и устроился в джазовый ансамбль.
Он не хотел писать оперы и специализироваться на классике, а после окончания консерватории стал руководителем Рижского эстрадного оркестра. В профессиональных кругах пианист прославился благодаря самобытности и уникальной авторской программе. Его мелодии к песням «Зимний вечер» и «Старая береза» полюбились соотечественникам, а всесоюзная популярность пришла после композиции «Листья желтые над городом кружатся…»
Золотым периодом для Паулса обернулись 80-е, когда он работал в тандеме с Аллой Пугачевой. Песни «Маэстро» и «Старинные часы» сразу понравились артистке, а вот композицию «Миллион алых роз» она, как ни странно, исполнять не хотела. «Почему? Ну, как она обычно любит говорить: «Да что там петь? Три ноты». Но потом все повернулось по-другому», — делился пианист.
Паулсу удалось уговорить Примадонну исполнить композицию, которая в итоге стала одним из популярнейших шлягеров 10-летия и принесла звезде награду фестиваля «Песня года». Несмотря на сложности, возникавшие порой в работе с Аллой Борисовной, именно ее Раймонд называл главной звездой 80-х.
С композициями Паулса также выступали Лайма Вайкуле, Татьяна Буланова, Лариса Долина, а Валерию Леонтьеву сотрудничество с пианистом буквально спасло карьеру. Дело в том, что представителям ЦК крайне не нравился имидж эксцентричного артиста, его не пускали на Центральное телевидение. А вот Раймонд с удовольствием включал номера исполнителя в свою программу, благодаря чему Леонтьева узнали зрители.
Заслуг Раймонда Паулса в области искусства не перечесть: композитор основал ансамбли «Модо» и «Кукушечка», четыре года был министром культуры Латвии, его музыка звучала в картинах «Как стать звездой», «Долгая дорога в дюнах» и в театральных постановках. В конце 80-х по инициативе Раймонда был организован фестиваль «Юрмала», а в начале 2000-х вместе с Игорем Крутым пианист открыл «Новую волну». Однако в 2013-м Паулс отказался от статуса сопредседателя жюри, пояснив, что конкурс слишком изменился.
«Для чего мы затевали этот проект? Чтобы находить молодые таланты. И где они? Я считаю, что на «Новой волне» идет плохой отбор, в очень узких рамках, «под формат». Вряд ли прослушали способных ребят где-нибудь во Владивостоке или Омске. Кто добрался, того и выбрали. У кого за спиной не будет олигарха, тот ничего не добьется», — рассуждал маэстро.
«Плачь, пианист, ты взял приз»
Биография Паулса — это стремительное движение вверх, история о том, как композитор из Риги покорил весь Советский Союз и не канул в небытие после его распада. Но ведь не бывает так, чтобы карьера артиста складывалась абсолютно идеально. С какими же проблемами сталкивался прославленный пианист?
На собственной шкуре Раймонд Волдемарович ощутил, что такое быть изгоем: в 1970-м его джазовый квартет за исполнение западной музыки выгнали после первого тура Всесоюзного конкурса в Москве, долгое время не пропускали ни в радиоэфир, ни в программы ЦТ, и лишь случайно уже в 37 лет пианисту посчастливилось появиться на телеэкране.
Однако не время опалы стало худшим для музыканта. Еще в 60-е, когда Паулс играл в ресторанах, он столкнулся со своеобразным способом слушателей выражать благодарность: приглашать артиста выпить. Одним бокалом шампанского ограничиться не удавалось, и вскоре невинные посиделки с посетителями превратились для Раймонда в серьезную зависимость и болезнь. Тогда, после очередной «халтуры» на танцах, он мог явиться на основную работу в оркестре пьяным…
Друзья музыканта Лидия Фреймане и Освалд Пастернак неустанно твердили, что пора лечиться. Ключевую же роль в избавлении Паулса от зависимости сыграла его вторая половина. Со студенткой филфака Светланой Епифановой Раймонд Волдемарович познакомился в конце 50-х на гастролях в Одессе. Влюбленные поженились, а в 1962-м у них родилась дочка Анета. Когда у пианиста начались серьезные проблемы со злоупотреблением спиртным, девочке был всего годик.
«Я мог потерять не только семью, но и свою жизнь, — откровенничал композитор. — Впереди маячила пропасть. Так что в один прекрасный день я решился. Меня отвезли в больницу. Уколы, отбивающие желание выпить, всяческие процедуры, когда тебя доводили до тошноты, длились недели две или три. Но перед выпиской мне врачи сказали, что самое тяжелое у меня начнется после больницы. Сумею ли, мол, воздержаться от спиртного. Я смог себя заставить категорически отказаться даже от таких, казалось бы, невинных соблазнов, как глоток шампанского в кругу друзей или бокал пива. Да, трудно было устоять, но если бы я хоть раз поддался на уговоры, мне пришел бы конец».
Первые два-три года пианисту пришлось по-настоящему трудно, но когда он привык к отсутствию алкоголя в рационе, то иногда в пьющих компаниях даже брал на себя роль тамады. Вскоре композитор отказался и от курения, поэтому можно смело сказать, что здоровый образ жизни он ведет уже более полувека.
Существовал и еще один фактор, который мог нанести серьезный удар по семье музыканта. В 80-е ходили слухи о романе Паулса с Аллой Пугачевой, хотя он всегда опровергал любовную связь со своей музой. «Возможно, если бы между нами что-то случилось, то мы сейчас не были бы так дружны с Аллой, все бы по-другому сложилось в наших судьбах! А у нас, слава Богу, отношения дружеские, приятельские», — отмечал маэстро.
Не распыляясь на интрижки с коллегами, 61 год композитор хранил верность жене. Срок мог быть и больше, если бы в 2023-м Светлана не скончалась после продолжительной болезни: организм 84-летней женщины не выдержал очередной операции.
Уход со сцены
Вторя родителям, крепкую семью создала и единственная дочь пары. Анета окончила ЛГИТМиК по специальности «режиссер телевидения», вышла замуж за датчанина и родила двух дочек. Дети Анеты получили образование в лучших американских университетах, и поклонники было заподозрили, что и сам Паулс подумывает об эмиграции в США. Однако маэстро не раз говорил, что гордится латвийским гражданством и не собирается переезжать.
В 2011-м Раймонд Паулс пережил операцию на сердце, из-за которой перенес ряд выступлений. Музыканту удалось быстро восстановиться и вернуться к работе, так что мысли об окончании карьеры он начал выражать лишь в 2024-м. «Я работал все эти годы, но, возможно, из-за проблем со зрением это дело придется прекратить», — отмечал маэстро в интервью журналу «Личная жизнь».
Из-за плохого самочувствия пианист давно не приезжал в Россию, однако охотно дает комментарии прессе о звездах, с которыми сотрудничал. Так, на фестиваль Лаймы Вайкуле в Юрмале Паулс идти отказался, заявив, что его это не интересует и потрясения в 90 лет ему не нужны. А вот об Алле Пугачевой мэтр в основном высказывается положительно. «Пугачеву, по-моему, в текущей ситуации нужно оставить в покое. Она великая певица. Я про нее никогда плохого не скажу, она ведь очень талантлива. Но, к сожалению, политика все смешала», — заключил композитор во время беседы с латвийскими журналистами в Риге.
