Ирина Шмелева появилась на свет в маленьком уральском городке Кушва. Девочку воспитывали в строгости, и мало кто мог представить, что в будущем она станет сниматься в откровенных сценах. Впрочем, скептиков Ирина всегда осаживала фактом, что пикантные эпизоды присутствовали лишь в трех картинах ее фильмографии.
«Такой была скромницей, что смешно вспомнить. В училище все знали, что рядом со мной матом ругаться нельзя. Когда я что-то такое слышала, то стонала так: „Аа-а-ах!“ И ко мне никто не мог прикоснуться запросто — типа, Ирка, привет. Обнять было совершенно невозможно. Обнял? Женись!» — вспоминала актриса.
В Щукинском училище за Ириной ухаживали внук композитора Вася Соловьев и молодой преподаватель Александр Кайдановский, но девушка ждала шквала страстей, о которых читала только в романах. Почему же исполнение желания не принесло актрисе счастья? 24 января артистка отмечает 65-летие, а мы вспоминаем ее любовную и творческую биографию.
Карьера Ирины Шмелевой в СССР
Еще будучи студенткой, Ирина дебютировала на экране в эпизоде фильма «Алеша», а затем засветилась в картине «Слезы капали» Георгия Данелии. Потом были «Найти и обезвредить», «Семеро солдатиков», роль Кэрол в ленте Владимира Басова «Время и семья Конвей».
На втором курсе Юрий Озеров пригласил девушку в свою «Битву за Москву» на роль Зои Космодемьянской. Как ни странно, даже снимая сцену пыток, режиссер думал о том, как бы привлекательнее показать героиню в кадре: Шмелеву попросили приспустить ватные штаны, чтобы она смотрелась сексуальнее. «Хоть били меня не кожаными плетьми, а поролоновыми, выкрашенными черной краской, все равно было больно. Краска засохла, поролон стал похож на колючую проволоку. Пришла домой вся в царапинах», — вспоминала артистка.
В середине 80-х сотрудничество с Данелией повторилось: Ирину утвердили на роль Цан в «Кин-дза-дза!» Изначально предполагалось, что инопланетянка будет в эффектном кожаном комбинезоне, но режиссеру наряд показался недостаточно фантасмагорическим, так что в итоге героине достался кусок холстины и ржавая пружинка.
К концу 80-х кино в СССР стало стремительно меняться. Актриса появилась в картинах «Без сына не приходи!» и «Где находится нофелет?», но большинству зрителей запомнилась по образу молодой сыщицы из «Акселератки». Картина предполагала съемки откровенной сцены, что впоследствии аукнулось звезде.
На обнажение артистка соглашалась еще дважды: в фильмах «Паспорт» и «Учительница первая моя, или Мальчишник по-русски». При этом киноманы за границей характеризовали актрису чуть ли не как звезду постсоветской порнографии, ну а в МДТ имени Гоголя, где она служила, постоянно подшучивали по поводу «голых» сцен. После очередной шутки Ирина не выдержала и заявила, что жалеет о малом количестве откровенных эпизодов, ведь считает секс кульминацией любви. Подколы коллег тут же прекратились.
Любовные разочарования
Хотя старшекурсник Вася Соловьев усыпал девушку комплиментами, а Александр Кайдановский вызывался подвезти Ирину до общежития, студентка держала ухажеров на расстоянии, не рассматривая их как потенциальных женихов.
Совсем иначе студентка отнеслась к сокурснику Алексею Маслову — актеры окунулись в головокружительный роман, за которым следил весь вуз. Подарки, проявления бурной ревности, ночи любви на родительской даче — казалось, свадьба станет закономерным продолжением истории. Но стоило только Ирине забеременеть, как мама заявила Леше, что жениться сыну рано. Мнение парня совпало с материнским, и в отчаянии Шмелева сделала аборт.
После больницы Алексей даже не обнял девушку, и на фоне ее личной драмы отношения сошли на нет. Интересно, что в конце 80-х Маслов сбежал во Францию, из-за чего Шмелева попала в «черный список» и не могла сниматься на ТВ. При этом актер прислал Ирине письмо на адрес в Кушве, которое ее мама сожгла. «Спустя годы Алексей уехал из Франции, начал работать в России. В Европе он жил хорошо, но в кино играл только бандитов. Вернулся на родину в надежде на серьезные, значительные роли. Кого же он играет теперь? Опять бандитов!» — иронизировала артистка в 2010-х.
После первого любовного разочарования Ирина Шмелева буквально выскочила замуж за первого мужчину, показавшегося ей надежным. В гостях у Кайдановского она встретила скульптора на 10 лет старше, который влюбился в актрису с первого взгляда.
Через два месяца после знакомства Ирина вышла замуж за Иосифа Кавалерчика, но настоящие чувства возникли у нее не к супругу, а к женатому коллеге из Театра имени Гоголя. «Я сходила с ума, не могла ложиться в постель с мужем, сидела у кровати и плакала. Йосик, конечно, понимал мое состояние, но лишних вопросов не задавал. Надеялся, наверное, что все пройдет. Не прошло… И я ушла. Тихо, без скандала собрала вещи и переехала в съемную квартиру», — признавалась в измене Шмелева.
Наступил период терзаний: разговоры в театре актрису не волновали, но ожидание, что же решит любовник, тяготило. Когда артист признался, что ему жаль жену, Ирина осознала: метаться меж двух огней мужчина будет вечно.
Высокие отношения
Ирина поняла, что не стоит держаться за женатого любовника, когда вокруг — куча поклонников. На «Мосфильм» мешками приходили письма от воздыхателей, не скрывали интереса и коллеги.
Так, однажды на переполненный рейс «Одесса — Москва» Шмелеву и Андрея Смолякова взяли при условии, что при взлете их запрут в туалете. Оказавшись в крошечной кабинке, актер предложил коллеге заняться сексом, как в кино. Вопрос рассмешил обоих, и на шутке история закончилась. А вот Александр Абдулов, по словам артистки, поджидал ее после съемок и сильно обиделся, когда женщина проигнорировала его обращение и прошла мимо.
Абдулов Шмелеву не интересовал, так как она уже увлеклась компьютерным инженером Николаем Боголюбовым. Увидев актрису в фильме «Акселератка», внук академика раздобыл через друзей ее номер, после чего начал посещать все спектакли и дарить цветы. Поначалу мужчине на пять лет младше артистка отказывала, но постепенно ее сердце оттаяло и ответило Николаю взаимностью.
После медового месяца в Швейцарии муж резко переменился: заявил, что теперь актриса должна его завоевывать, и начал каждый вечер проводить на гулянках с друзьями. Однажды пьяный Николай явился домой под утро в компании товарища и двух девиц.
Затем история обрела еще более неожиданный поворот. Фирма Боголюбова подписала контракт с американской технологической компанией на создание компьютерных программ, так что он начал летать в командировки за границу. Однажды по возвращении муж предложил Ирине выбрать себе серьги из двух наборов. Оказалось, второй подарок полагался некой Таней, которую не то что не скрывал, а через несколько дней привел домой.
«Он меня совершенно не стеснялся, общался со своими подружками открыто. Может, именно поэтому мы и не расстались. Если бы тайком бегал на свидания, пытался скрыть, был пойман с поличным — ушла бы не задумываясь. А так это напоминало детскую игру. Все его загулы, подружки, романы были какими-то несерьезными», — заключила актриса.
Потом появилась Эля, с которой Николай уехал отдыхать на юг. Программист заявил, что хочет развестись и жениться на пассии, но вскоре передумал. Расстаться супруги собирались еще несколько раз, но все время что-то останавливало. Самую серьезную попытку предприняла Ирина, когда решила не отставать от мужа и тоже найти любовника. Вместо короткой интрижки случилось чувство к женатому бизнесмену, и Шмелева едва не ушла из семьи — предприниматель дал заднюю, когда супруга сообщила о своем раке.
На фоне разрыва с любовником актриса впала в депрессию, а затем еще и перенесла выкидыш. Боголюбов тем временем заканчивал крупный проект в США, куда начал звать и жену, сопровождая уговоры признаниями в любви. Ирина отказывалась до 1998-го: кризис в кино, дефолт и криминогенная обстановка на улицах сподвигли ее на большие перемены.
Эмиграция
Вскоре после прилета муж купил дом в Мальборо, что в часе езды от Нью-Йорка. Трудолюбивый Николай стал менеджером крупной финансовой компании, а Ирина пошла учиться на специалиста по массовым коммуникациям.
Актриса работала корреспондентом и ведущей развлекательных программ, была директором по пиару на русскоязычном радио, а потом открыла собственную контору по маркетингу в Бруклине. Вскоре супруги приобрели квартиру-кондоминиум в Джерси-Сити, но означало ли это, что артистка окончательно погрузилась в деловую американскую жизнь?
Периодически она мелькала в коротком метре, ну а в нулевых получила приглашение из Москвы и снялась в сериале «Час Волкова». Потом были проекты «Любовь, русский стиль» и «Деньги», а вот в последние 10 лет фильмография звезды не пополнялась. «Америка многому меня научила, в частности конструктивному оптимизму и умению делать все так хорошо, как ты только можешь. Здесь нельзя кукситься, надо сражаться до конца. Даже в конституции записано, что каждый человек имеет право на стремление к счастью», — говорила о своей новой реальности Шмелева.
