Александр Адабашьян появился на свет в Москве в семье преподавательницы немецкого и инженера, ставшего начальником главка. Ребенком Саша был болезненным — до школы мальчик слег с туберкулезом в открытой форме, но, к счастью, попал в детскую группу, на которой тестировали новый антибиотик, и выздоровел за полгода.
Родители стремились дать сыну отличное образование, поэтому отдали его в спецшколу с французским уклоном, где училась и Татьяна Друбич. Юноша участвовал в спектаклях, однако главным его хобби оставалось рисование. После школы Александр попытался поступить в Строгановское училище, а когда с первого раза не получилось, устроился в проектный институт.
Спустя год Адабашьян все же попал на факультет художественной обработки металлов вуза мечты. Летом студенту довелось проходить практику на съемках картины Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны» — Александр создавал для фильма декорации. Однажды прикоснувшись к миру кино, наш герой уже не мог от него отказаться. 10 августа режиссеру, сценаристу и актеру исполняется 80, и мы рассказываем, чего он достиг.
Режиссура и сценарии
«С Никитой Михалковым мы знакомы лет с 14. И, в отличие от всей нашей детской компании, мы всегда знали чего хотим. Он хотел стать актером и собирался поступать в Щукинское, я — художником и хотел идти в Строгановку.
Так и случилось. Потом Никиту выгнали из Щукинского за съемки в кино, что тогда студентам запрещалось, и он перешел во ВГИК. Мы были на четвертых курсах. Никита летом снимал курсовую работу и пригласил меня декоратором», — рассказывал о начале долгой дружбы Александр Адабашьян.
Сотрудничество с Михалковым стало для Адабашьяна постоянным: Александр был художником-постановщиком фильмов «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Раба любви», а для лент «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» и «Неоконченная пьеса для механического пианино» писал сценарии.
Между двумя последними фильмами у авторов образовался перерыв в несколько месяцев, за который им удалось создать картину «Пять вечеров». Но хотя дружба режиссеров растянулась на 10-летия, они успели реализовать не все свои задумки.
«С Никитой Михалковым мы хотели снять фильм про жизнь Александра Грибоедова. Написали сценарий. Провели кастинг актеров. Что-то не складывалось. Откладывали картину много лет. До сих пор она не снята», — отмечал Адабашьян.
Сотрудничал Александр Артемович и с другими режиссерами: для Евгения Гинзбурга он написал сценарий к «Рецепту ее молодости», с Себастьяном Рамоном Аларкон-Рамиресом работал над сюжетами для «Выигрыша одинокого коммерсанта» и «История одной бильярдной команды».
В 90-х Адабашьян дебютировал еще и как режиссер, причем во Франции — он снял фильм «Мадо, до востребования» с Олегом Янковским и Марианной Гровс. Лента получила премии Каннского и Равеннского фестивалей и номинацию на «Сезар».
Кроме того, артист поставил в Мариинке оперу «Борис Годунов», а спектакль «Хованщина» показал в «Ла Скала». На заре нулевых Адабашьян вновь вернулся к кинорежиссуре с детективом «Азазель», однако больше занимался сценариями — для лент «Дом», «Отцы и дети», «Судьба барабанщика».
Актер и дизайнер
Параллельно со сценарной развивалась и актерская карьера Александра Адабашьяна: он появился в эпизодах фильмов Никиты Михалкова и «Сибириаде» Андрея Кончаловского, а одну из самых запоминающихся ролей сыграл в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
«„Образ овсянки» появился, когда придумывалась сцена приезда сэра Генри с Дикого Запада. Никто не предполагал, конечно, что фраза «Овсянка, сэр!» станет одной из самых знаменитых фраз, произнесенных мной в кино. Так же, как у великой Раневской «Муля, не нервируй меня!». Ее это раздражало ужасно. У меня такой реакции нет, но, впрочем, и нет таких работ, из-за которых это могло быть обидно», — отмечал Адабашьян.
В 80-е артист сыграл ключевые роли в фильмах «Два гусара» и «Обвиняется свадьба», а в нулевых отметился образами Берлиоза в «Мастере и Маргарите» и судебного пристава в «12». Среди последних актерских работ Адабашьяна — «Самозванцы» и «Двое в одной жизни, не считая собаки».
О главном увлечении жизни Адабашьян никогда не забывал, поэтому писал картины, а также был дизайнером интерьеров нескольких ресторанов в Москве. При этом ни в одной сфере, по собственному мнению, артист не достиг совершенства.
«Считал и считаю себя человеком средних способностей, — подчеркивал режиссер. — Получил хорошее образование, прочитал много книг, но ни одним настоящим талантом не обладаю. Возможно, я слишком самокритичен, не знаю. Вроде бы нарисовал неплохую картину, и тут же вспоминаю шедевры Третьяковской галереи, и все понимаю. Так и в актерском деле — приглашают на роли, играю, но не так как играл Смоктуновский или Ульянов. В их игре мелькали искры гениальности, а у меня их нет».
Личная жизнь
В молодости Александр Адабашьян женился на сестре кинооператора Павла Лебешева Марине. Влюбленные провели вместе всего три года — женщина скончалась после тяжелой болезни.
«Все это очень тяжело, умирала она страшно — у нее сначала пропал слух от лекарств, потом зрение. Ужасно все это было. Поначалу считалось, что у Марины был сепсис, а потом оказалось, что во всем виновата какая-то системная болезнь крови. Это выяснилось только после смерти жены. Почему об этом не узнали раньше — не знаю. Началась вся эта эпопея — похороны и прочее», — вспоминал режиссер в передаче «Жизнь и судьба» с Борисом Корчевниковым на канале «Россия 1».
Через несколько лет вдовец неожиданно для себя проникся чувствами к давней знакомой на 10 лет младше — Кате Шадриной. Согласно семейной легенде, на крыльце Адабашьян внезапно спросил, согласилась бы Катя выйти за него замуж, и девушка ответила, что это вполне возможно.
Первые годы брака выдались непростыми: замужество выдернуло Катю из привычной компании свободных хиппующих художников, ведь теперь ей приходилось выходить в свет.
«Очень часто они с Никитой пропадали ночами, ездили по ресторанам. Я к этому не могла привыкнуть, переживала, ревновала, нервничала. Тогда мне приходилось многое прощать Саше, пытаться понять какие-то вещи, с чем-то смириться, потому что самым главным для нас изначально было сохранить семью», — признавалась жена Адабашьяна.
Со временем супруги стали гармоничной парой и родителями двух дочек — Саши и Кати. Вместе семья одолела не одно испытание, но, пожалуй, наиболее тяжелое настигло в нулевых — Александр Артемович потерял сознание дома, и его близкие сразу поняли, что дело серьезное.
«Всегда рядом со мной оказывались люди, которые помогали мне „выкарабкаться“! И с аортой — тоже. Если бы не Леня Ярмольник, я бы с вами сейчас не беседовал, — говорил прессе артист. — Это случилось поздно вечером, я потерял сознание.
Младшая дочь была дома, она позвонила жене, которая была на даче. Та помчалась домой, а по пути позвонила Ярмольнику. У него замечательно работают мозги в критической ситуации! Он сразу примчался, отвез меня в Склиф, вызвал туда доктора Бранта, диагноз поставили — «аневризма аорты», надо было срочно оперировать, но они не успевали собрать ночью бригаду и заказать кровь».
К счастью, Ярмольнику удалось найти профессора, готового сделать операцию, да еще и отыскать реанимобиль для перевозки пациента. Благодаря другу Александр Адабашьян по-прежнему имеет возможность жить, растить внуков и творить.