Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Николай Лебедев: «Были бы все, как Козловский – мы были бы впереди планеты всей»

Знаменитый режиссер считает, что Данила Козловский грандиозно справился с ролью в его фильме «Экипаж». Николай Лебедев посетил петербургские «Объединенные Русские Киностудии», чтобы поучаствовать в проекте «Киновесна», а в перерыве между лекцией рассказал «СтарХиту» о съемках фильма «Экипаж», о работе с Данилой Козловским и о российском кинематографе.

5 июня 2016 23:0005 684
Николай Лебедев
Николай Лебедев
Источник:
Михаил Садчиков-младший

Вы приехали в Петербург с почетной миссией – поучаствовать в проекте «Киновесна», который организован «Объединенными Русскими Киностудиями». Почему согласились принять в нем участие?

Потому что я люблю все новое. На этой студии я в первый раз, и мне интересно посмотреть ее возможности, технологические и производственные мощности. Мне любопытно, что здесь делали, но главное – мне любопытно, что здесь можно сделать. Поэтому я откликнулся на приглашение руководства студии и приехал.

В рамках проекта вы прочитаете лекцию о киноискусстве. Все мы знаем, что вы уже несколько лет являетесь преподавателем, получается, что прочитать лекцию о кино для вас раз плюнуть?

Вы полагаете, что это так? А я всегда очень нервничаю! Хочется, чтобы разговор был максимально полезен для слушателей и максимально интересен - как в человеческом, так и в профессиональном смысле. Однако, как можно за несколько часов рассказать людям, как снимать кино? А они ведь все ждут, что ты дашь им этот ключ. А у меня у самого этого ключа нет. Я каждый раз ищу его заново.

Расскажите о нынешних студентах, которые идут учиться в киновузы. Какие они? Есть ли какие-то отличия, особенности от вашего поколения?

Мне трудно судить, потому что я не очень понимаю разницу поколений, а понимаю разницу личностей – и это самое интересное. Вижу, что больше девушек стало идти в режиссерскую профессию, это очевидно. Да и преподаю я так, спорадически. К примеру, вчера меня позвали в школу Митты, и я три часа рассказывал о кино – мне было интересно, потому что им было интересно. Я вижу, что люди хотят делать кино и это важно, потому что бывали времена, когда люди шли не ради того, чтобы делать фильмы, а чтобы добиться успеха, сделать карьеру… А это не очень правильный подход.

Екатерина Шпица, режиссер Светлана Дружинина и режиссер Николай Лебедев
Екатерина Шпица, режиссер Светлана Дружинина и режиссер Николай Лебедев
Источник:
Михаил Садчиков-младший

Поколение молодых людей, которое выросло в 90-е, по большей части смотрели западное кино, но последние несколько лет у этих людей наметился интерес к российскому кино – это видно и по прокату, и по обсуждению в соцсетях. Как вы думаете, почему молодежь стала интересоваться российскими фильмами?

У меня нет ощущения, что сейчас растет интерес к русскому кино, пока нет. Но я очень рад от вас это слышать, если это так и если это тенденция, то вы даже себе представить не можете, как я рад. Мне кажется, что на рубеже 90-х был разрушен не только кинопроцесс, были разрушены все связи между нашим кинематографом и зрителем – то, что создавалось десятилетиями и то, что нужно было беречь, как зеницу ока, все было уничтожено. Я понимаю, как сложно сегодня зрителю прийти в кинотеатр, а не просто на российский фильм.

Вы некоторое время жили и работали в Америке, но там ведь все ходят в кинотеатры?

В Америке я столкнулся с тем, что просмотр фильма в кинотеатре – это такой национальный вид спорта. При том, что у них развлечений - выше крыши! Они любят кино – причем именно кино на большом экране - до такой степени, что даже невозможно представить себе, что в течение недели кто-то из американцев не пошел бы в кинотеатр. Я был там в начале 2000-х годов, когда сам я уже забыл, что такое кинопоказ, а они меня приучили к походам в кинотеатр за месяц! Не знаю, как возвратить у нас эту традицию похода в кино, но знаю, если мы ее вернем, то с нашим кинематографом все будет в порядке. Зритель сейчас, которого избаловали и испортили «доставкой фильмов на дом», отрывается от телевизора или, хуже того, от компьютера, только ради фильма-события, исключительно ради чего-то сверхразрекламированного или экстраординарного, а в Америке идут просто в кино. Вот когда мы вернем это ощущение, которое у нас было в обществе, что поход в кино – это не подвиг, а часть «культурного минимума», тогда ситуация пойдет на лад.

Последние несколько лет вы как раз являетесь режиссером, который снимает фильмы-события. Это сознательная линия поведения или так получается? Потому что о вашей последней картине «Экипаж» сейчас не говорит только ленивый.

Как можно сознательно поставить перед собой задачу: «Сниму-ка я фильм-событие!» Нет, конечно.

Снять «Экипаж» - это ваша идея или кто-то предложил?

Вы же понимаете, что идеи возникают по-разному. «Экипаж» Александра Наумовича Митты - моя любимая картина, которая когда-то перевернула мое сознание. И я обожал эту картину, еще школьником я разрабатывал сценарии в этом жанре, а когда поступал во ВГИК, то писал несколько работ про «Экипаж». Я всегда хотел снять фильм-катастрофу в память об этом фильме, под впечатлением от «Экипажа». Обнаружив несколько лет назад роман «Метро», я ходил к продюсерам, которые выкупили права, и пытался договориться о том, чтобы поставить эту картину, но у нас не срослось. В итоге «Метро» замечательно экранизировал режиссер Антон Мегердичев. И вдруг продюсер Леонид Верещагин говорит: «А вот сделайте новый «Экипаж!» Я ответил: «Ни за что!» Потому что для меня фильм Александра Митты – абсолютный и недосягаемый шедевр, его не повторить. Но тут глава студии ТРИТЕ и еще один продюсер картины, Никита Михалков, говорит: «А подумай, почему нет, это хорошая идея». И Антон Златопольский, третий продюсер фильма, одобрил эту идею. С Верещагиным, Михалковым и Златопольским мы вместе работали над «Легендой №17», уже хорошо знали друг друга в работе и я понимал, что предложение это - очень серьезное, второго такого шанса не будет. Соблазн был настолько велик, что я отправился к Митте, которого я очень люблю и ценю, потому что он именно автор «Экипажа». Митта, в отличие от Верещагина, Михалкова и Златопольского, знал, что я люблю его картину, посмотрел на меня и говорит: «А ты что, собираешься отказываться? Даже не вздумай! Я тебя поддержу, у тебя все получится!» После этого у меня не было выбора, ибо я понял, что не смогу противостоять восхитительному искушению, преследовавшему меня с детства.

Понимаю, что сравнения с фильмом Митты вам уже наскучили. Но вы же знаете, что в России к ремейкам относятся, мягко говоря, неоднозначно. Провалились и «А зори здесь тихие», и «Джентльмены, удачи», и «Кавказская пленница». В чем заключается секрет «Экипажа»?

Наверное, в том, что это была самая отчаянная и безумная затея, которую только можно вообразить, пылкая и искренняя. И мы ничего не просчитывали, нами двигала любовь к «Экипажу» Митты и желание снять хорошее кино, ничего больше. Это был огромный риск со стороны продюсеров, которые вкладывали немалые деньги, с моей стороны - потому что в нашем кино не было прецедентов, чтобы ремейк был успешен, - ну, может, кроме «Иронии судьбы». Хотя наш «Экипаж» - это сиквел по форме, но по содержанию он ближе к ремейку. Однако мне так хотелось поставить эту картину, так хотелось прикоснуться к этому материалу, что я уже не думал о последствиях и подводных рифах! Как сказал Хичкок: «Моя любовь к этому материалу была сильнее соображений морали!» И я бросился очертя голову в эту авантюру.

Катерина Шпица и Данила Козловский в фильме «Экипаж»
Катерина Шпица и Данила Козловский в фильме «Экипаж»
Источник:
Кадр из фильма

Нет ли у вас чувства, что Данила Козловский, который сыграл главную роль в «Экипаже», последнее время несколько замылился. Почти в каждой картине он.

То, что он много снимается, не значит, что он замылился.

Но не повредит ли это ему?

Не знаю! Надеюсь, что нет, потому что Данила не статист и не натурщик – он грандиозный артист, я бы сказал даже, потрясающий! И невероятной степени трудолюбия человек. Могу вам честно признаться, мы оба не хотели работать вместе на «Экипаже», оба сопротивлялись. И не потому, что нам было плохо на «Легенде №17», а потому что нам было безумно хорошо, был такой кайф от работы, что он боялся, что этого не повторится на «Экипаже», а я боялся, что буду пытаться повторить прежний опыт вместо того, чтобы делать новую картину. Поэтому мы довольно долго договаривались, месяца четыре репетировали очень подробно каждую сцену, повторяли, переписывали, меняли диалоги – все для того, чтобы найти новые приспособления, чтобы на экране он был другим, не таким, как в «Легенде №17». Чтобы «Экипаж» не получился калькой – Харламов снял шлем, отложил клюшку и надел китель летчика. Мне кажется, что Козловский грандиозно сделал эту роль…

Вы согласны с тем, что Данила растет как артист?

Он прекрасный, он растет в каждой роли, он фантастический. Господи, если бы у нас такие люди были все, или хотя бы половина, или хотя бы десятая часть по степени самоотдачи, по степени трудолюбия, по талантливости – да мы были бы впереди планеты всей.

Многие режиссеры в последнее время пытаются несколько отойти от кинематографа и заняться съемками сериала, причем в лучших западных традициях – с умным сюжетом, хорошим подбором актеров. Нет ли у вас мысли снять сериал?

Да у меня пока хороший подбор актеров и в кино есть (смеется). И сюжет я стараюсь, чтобы был не глупый. Мне очень интересно снимать кино, мне нравится видеть фильм на большом экране, нравится чувствовать единое дыхание зала, и пока у меня есть возможность снимать кино для кинотеатров, я хочу заниматься этим. Кроме того, есть один нюанс – фильм полтора, два часа экранного времени, это спрессованная история и мне понятно, как это делать. А сериалы, по моему мнению, это немножко другая профессия, ей нужно обучаться и нельзя быть непрофессионалом. Вот Валерий Тодоровский, который потрясающе сделал сериал «Оттепель», сказал мне, что он созрел для этого, но на один раз, потому что нужно не клепать серии, будто на конвейере, а делать всерьез.

В одном из интервью вы сказали, что ищете ответ на вопрос «почему добрые люди так тяжело живут». Удалось найти ответ?

Да, потому что они добры, порядочны и справедливы, и им приходится противостоять неправильному устройству мира и злу, подлости, хитрости, которые подстерегают на каждом шагу. При этом они, слава Богу, несут в мир тот свет и то настоящее, благодаря чему мы все живем, благодаря чему мы еще существуем как общество, как страна, как человечество – без них мы бы погибли.

Николай Лебедев принял участие в проекте «Киновесна»
Николай Лебедев принял участие в проекте «Киновесна»
Источник:
Михаил Садчиков-младший

В Википедии написано, что вы являетесь соавтором нескольких книг детективно-криминального жанра. Правда ли это?

Это правда, но это очень давняя информация. Когда у меня не было работы, и я голодал (это была середина 90-х годов), я не пошел в бандиты, в жулики и в коммерсанты не пошел, а пытался существовать за счет своей профессии. То есть – писания (ибо по первой профессии я журналист, а по второй – киновед и критик). Поэтому мы вместе с моими коллегами, друзьями и знакомыми из ВГИКа стали коллективно писать эти самые романы и выпускали их, таким образом, выживали. Это был такой кусок черного хлеба, без масла, но достаточный для того, чтобы худо-бедно прокормить семью и себя.

Обычно режиссер, сняв фильм, уже имеет четкий план того, какую картину он дальше будет снимать. Вы же пока молчите об этом. Есть ли какие-то наметки, идеи, какой фильм нам дальше ожидать от вас?

Надеюсь, что хороший.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения