Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Жизнь взаймы

28 мая 2015 20:3003 472
«Семья, дети – мое самое главное достижение», - говорит Талай. Слева направо: старший сын 12-летний Марк, Алексей и его жена Настя, 3-летняя Даша, 10-летний Влад
«Семья, дети – мое самое главное достижение», - говорит Талай. Слева направо: старший сын 12-летний Марк, Алексей и его жена Настя, 3-летняя Даша, 10-летний Влад
Источник:
Из личного архива Алексея Талая

Алексей запретил себе думать о том, как сложилась бы жизнь, не пойди он 8 мая 1999 года отгонять пацанов от костра. Не взорвалась бы рядом мина времен Великой Отечественной, и он не остался бы без руки и ног... Сегодня 32-летний Талай – преуспевающий бизнесмен. Сам кормит семью, у него растут два сына и дочь. Выучил английский и немецкий языки, освоил компьютер, поступил на исторический факультет Белорусского госуниверситета, получил черный пояс по карате, побывал на разных континентах с лекциями о том, как не впадать в депрессию. На Западе Алексея называют вторым Ником Вуйчичем. Хотя американец без конечностей родился, а Леша стал инвалидом в 16 лет. Иногда во сне он бежит по мягкой траве босыми ногами – и теплый ветер в лицо…

Все наладится, сынок!

Беда случилась в деревне, где жил его дед Алексей Трофимович, ветеран войны. Услышав взрыв, он выскочил из дома – и закричал от ужаса. Хорошо, что у соседа была на ходу машина. Лешу бережно положили на простынь и повезли в Оршанскую городскую больницу – за 20 км.

– Пока врачи не дали мне наркоз, я был в сознании, но все происходящее воспринимал как кошмарный сон, – вспоминает Талай. – Оторванные части рук и ног, раны, кровь… Пока ехали в машине, она внезапно перестала течь и будто запеклась, кажется, это меня тогда и спасло.

Из-за газовой гангрены он мог умереть там, в Орше. Но тут из Минского военного госпиталя приехал хирург Николай Абрамов. Он занимался реабилитацией солдат, воевавших в Афганистане. Так что раны Алексея были по его профилю. Он забрал Талая с собой. Еще два месяца были операции и реабилитации, но парня отвоевали.

– Родные и друзья старались не оставлять меня одного. Мама всегда была рядом: отвлекала, кормила, переодевала, – продолжает Алексей. – Она повторяла: «Сынок, все наладится, вот увидишь…» – и улыбалась. Я не знаю, чего ей это стоило. Но видел, что нужен ей – с ногами-руками или без. И однажды пообещал себе, что больше никто не увидит моих слез.

Когда раны начали подживать, врачи предложили поставить протезы. Увы, на коротких культях ног они почти не держались. Леша несколько раз падал. Остался один вариант – коляска. С ней, подлечившись, он и уехал домой.

– Ко мне каждый день приходили друзья. Словно вахту устроили – забыли про футбол, учебу... Мы вместе сидели на полу, играли, разговаривали, – вспоминает Талай. – Однажды кто-то из мальчишек сказал: «Все, хватит сидеть дома, давай вечером на улицу сходим!» У меня уже была коляска, но мы жили на 5-м этаже без лифта. Да и показываться любопытным прохожим или соседям я стеснялся. Но друзья обещали окружить меня так, чтобы никто не увидел. Когда стемнело, они спустили меня вниз, как какого-нибудь египетского фараона! Вместе с коляской. Папа предлагал: «Давайте помогу вам». А они: «Нет, дядя Костя, мы сами справимся!..»

Позже власти города Орши выделили семье квартиру на 1-м этаже и сделали пандус, чтобы Алексей мог въезжать в подъезд.

Актриса Яна Поплавская не раз приглашала Талая выступить в своем благотворительном фонде. Его рассказы о том, как стать успешным вопреки любым обстоятельствам никого не оставляют равнодушным
Актриса Яна Поплавская не раз приглашала Талая выступить в своем благотворительном фонде. Его рассказы о том, как стать успешным вопреки любым обстоятельствам никого не оставляют равнодушным
Источник:
Из личного архива Алексея Талая

Я такой же, как все

– Хорошо помню момент, когда окончательно перестал себя жалеть, – рассказывает Алексей. – В реабилитационном центре в Германии я подружился с одним заводным мальчишкой из отделения онкологии. После его операции мы встретились в коридоре. Обычно он кричал: «Леша, привет!» А тут идет – и в упор не видит. Вдруг остановился и говорит: «Леша, ты где?» Оказалось, ослеп. Я представил, сколько у него теперь проблем начнется, и перестал пенять на свою судьбу...

Алексей даже мысли не допускал о том, что всю жизнь просидит на шее у родителей и государства. Каждый день учился держать зубную щетку, расческу, передвигаться по квартире, взбираться на диван… У него появилась маневренная коляска с электроприводом. Когда он самостоятельно отправился по улице, куда хотел, испытал восторг, сравнимый разве что с пробежкой по мягкой траве босиком!

– Я ощущаю себя таким же, как все, и люди относятся ко мне как к обычному человеку, – говорит он. – Выбираюсь с родными в лес – и вместе со всеми бегаю, собираю грибы.

В 19 лет он женился. И с самого начала сам содержал семью. Он не раз пытался создать свое дело: тир, маршрутное такси, торговая точка... Удачнее всего оказалось строительство здания в центре города: теперь он сдает в аренду помещения под офисы. В 20 лет Талай стал отцом. Наблюдал за появлением сына на свет – и его переполняла радость. А когда только что родившийся малыш впервые на него посмотрел, Леша нарушил свою клятву – и заплакал. От счастья. Через два года родился еще один сын. Сегодня у Талая растет еще и дочь – от второго брака.

С первой женой, так уж вышло, пришлось расстаться. Фотографию Насти, нынешней супруги, Алексей случайно увидел в соцсетях. Они начали общаться накануне его отъезда в Америку, куда его пригласили с лекциями, и все 4 месяца они продолжали переписываться. Она уже слышала о Талае, а начав общаться, изумлялась, какой это жизнерадостный и мужественный человек. Потом произошла их первая встреча в реале.

– Я не робкого десятка, но голос дрожал, и я глаза боялся поднять на такую красоту! – признается Алексей.

В прошлом году Талай сделал любимой предложение, свадьба запланирована на этот год.

– Мне не приходится тратить время на домашние дела. Настя успевает управиться, – делится Талай. – Но с детьми, а сыновья к нам часто прибегают, и гуляю, и уроки делаю...

В последние годы у Алексея прибавилось забот. Он взялся покупать детям с ограниченными возможностями коляски с электроприводом, чтобы они могли чувствовать себя свободнее.

– Я связываюсь с друзьями и знакомыми, и деньги находятся. А недавно я звонил в московскую клинику – спрашивал у мамы 10-летнего Вани Воронова, какая нужна помощь. Ее сын после взрыва мины в Донбассе остался без ног и одной руки и практически потерял зрение. А она поделилась радостью: «Представляете, Алексей, на прошлой неделе здесь, в Москве, Ваню навестил Ник Вуйчич! И обещал помочь». И я ответил, что теперь могу быть за них спокоен. Знаете, когда я ездил по США и Германии, ко мне не раз подходили на улицах, просили разрешения сняться рядом. Поначалу я удивлялся: откуда про меня так масштабно известно? Потом только понял, что путают с Ником. Думаю, недалеко то время, когда мы с ним познакомимся. Нам есть что обсудить. А для начала я бы его поздравил, ведь сейчас его супруга ждет второго ребенка. Пусть не останавливается на достигнутом и догоняет меня!..

Алексей мечтает водить машину. Пока просто тренируется
Алексей мечтает водить машину. Пока просто тренируется
Источник:
Из личного архива Алексея Талая
Этой весной американец Ник Вуйнич впервые выступил в России
Этой весной американец Ник Вуйнич впервые выступил в России
Источник:
Getty
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения