Стас Намин
Стас Намин

«Звездочка моя ясная», «Юрмала», «Честно говоря», «Колыбельная», «Старый рояль», «Рано прощаться», «После дождя», «Летний вечер», «Бах творит», «Окно в свободу», «Ностальгия по настоящему», «Свет и радость», «Мы желаем счастья вам» — далеко не полный их перечень. Накануне полувекового юбилея основатель группы — Стас Намин рассказал о творческом пути коллектива со дня основания до сегодняшних дней.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…

«Цветы» — не первая моя группа. До «Цветов», еще в Суворовском училище, когда мне было четырнадцать, я сделал группу «Чародеи», а потом с братом Александром и друзьями мы сделали группу «Политбюро». Это были никому кроме близких друзей неизвестные группы, так как мы не выступали на открытых концертных площадках. В те времена выступать можно было только через специальные государственные организации, но даже если б мы и попробовали этот путь, то, конечно же, нас и слушать бы не стали, потому что играли мы в основном «Битлз», «Роллинг Стоунз» и другую рок-н-ролльную музыку. В семнадцать я поступил в Иняз, и там меня пригласили на лид-гитару в уже известную студенческую группу «Блики». Но музыканты «Бликов» учились уже на последнем курсе, и было понятно, что группа исчезнет через полгода. Тогда, в 1969-м, под впечатлением фестиваля в Вудстоке, который только что прошел, я решил сделать свою группу и назвал ее «Цветы» по аналогии с названием движения хиппи «Дети цветов» (Flower children) и «Власть цветов» (Flower Power). Мы играли только на студенческих и школьных вечеринках. Однажды, вместе с двумя другими группами став лауреатами какого-то студенческого фестиваля, мы получили в качестве приза право записать маленькую гибкую пластинку на фирме «Мелодия». Я к этой возможности решил отнестись очень серьезно. Я понимал, что ту музыку, которую мы тогда играли, ни в каком виде не выпустят даже на гибкой пластинке, и решил попробовать найти для группы новый стиль, который, как я предполагал, должен был основываться на мелодизме по принципу «Битлз», но при этом быть русским. В результате в 1973 году вышла наша первая пластинка.  Наверно, от этого момента и можно отсчитывать начало профессиональной карьеры группы «Цветы».

Первая пластинка. 1973 год. Общий тираж на фирме Мелодия — 60 миллионов
Первая пластинка. 1973 год. Общий тираж на фирме Мелодия — 60 миллионов

ОБ ИСТОРИИ

Всю пятидесятилетнюю историю группы «Цветы», думаю, что можно разделить на два главных периода. Советский и постсоветский. Первые двадцать лет группа была в той или иной степени запрещена или дискриминирована властями. При этом «Цветы» в 1973 году, выпустив первую пластинку, продали ее тиражом семь миллионов, и «Мелодия», получив огромные прибыли, время от времени предлагали нам выпускать у них пластинки. В общей сложности тиражи наших пластинок превысили  60 млн. За тиражи мы не получили ни копейки. Как говорится, мы оказались в неправильном месте в неправильное время. В те же годы на Западе исполнители получали примерно четыре доллара с одной пластинки. Да и в России уже в конце девяностых были примерно такие же расценки. За концерты каждый музыкант получал тогда по 5 рублей 50 копеек в соответствии с минимальными государственными ставками, которыми нас оценили. Нам не разрешали играть в больших городах, тем более в Москве и естественно, выезжать за границу, а время от времени ситуация обострялась и нас выгоняли с работы и не давали вообще работать. В СМИ мы были вообще запрещены первые десять лет, а потом некоторые песни с трудом просачивались в эфир. Худсоветы на «Мелодии» тоже не позволяли в записях реальный рок-н-ролльный драйв, пытаясь подстричь нас под стандарты ВИА. Я даже не знаю, как нам удалось хоть что-то записать так, что поклонники действительно почувствовали наш реальный стиль. Контролировалась каждая нота, в вокале нельзя было расщеплять звук. Когда я в 1972 году во время записи на гитаре включил эффект «фузз», звукорежиссер попросил меня убрать искажения. Почему-то запрещено было использовать при записи барабанов бочку (большой барабан), ну и так далее. Я уж не говорю о цензуре в текстах.

Выпускать мы могли максимум по одной маленькой пластиночке в год. В 1980-м в связи с олимпийской оттепелью мы, наконец, выпустили свой первый альбом и еще несколько записей, но уже в 1981-м нас закрыли полностью, и мы не смогли больше выпустить ни одной пластинки.

Перелом наступил с приходом Горбачева. Нас пригласили в тур по США, и после долгих скандалов в 1986 году мы все-таки уехали на 45-дневные гастроли, впервые в своей жизни, мне тогда уже было 35 лет. После этого, за три года, мы совершили мировое турне. К этому времени из музыкантов «Цветов» я сделал группу «Парк Горького» и раскрутил ее по миру. Поэтому остановил деятельность «Цветов» и собирался заняться дальнейшей карьерой «Парка Горького». Но получилось так, что в 1990-м, когда я отправил их в первые гастроли по США, они распались, а некоторые музыканты, убежавшие в Америку, просто эксплуатировали название.

Второй, постсоветский период «Цветов» начался в 1999-м, когда я восстановил группу для работы в театре, который я тогда создал. Тогда мы даже отпраздновали тридцатилетие большим концертом с гостями. Но реально активная жизнь группы началась только в ее сорокалетие, в 2009-м. Мы сыграли юбилейный концерт в «Крокусе», записали все свои известные и новые песни на Abbey Road в Лондоне и начали регулярные гастроли по стране и за рубежом. В 2012-м выпустили еще два концертных альбоме на DVD и в YouTube — «Власть цветов» и «Человек разумный».

19 ноября будем отмечать в Кремле наш полувековой юбилей. Мы планируем большой концерт с гостями, великолепными музыкантами из России и из-за рубежа и, конечно же, сыграем свои известные хиты и лучшие новые песни.

За последние 20 лет состав группы ЦВЕТЫ не изменился
За последние 20 лет состав группы ЦВЕТЫ не изменился

ОБ УЧАСТНИКАХ, ВОКАЛИСТАХ И ОТНОШЕНИЯХ

Если говорить о советском периоде, то тогда музыканты менялись постоянно, так как работать в условиях постоянных ограничений и минимальной оплаты было действительно трудно, и не все выдерживали тяжелые гастроли. Не было никакого сервиса, я уж не говорю о лимузинах, люксах, райдерах и других причиндалах сегодняшних звезд. Постоянно менялись и вокалисты. К примеру, Саша Лосев, который пришел в «Цветы» почти с начала и записал несколько песен в первых двух пластинках, с 1976-го уже не работал в группе. В таких песнях, как «Честно говоря», «Старый рояль», «Рано прощаться», «Летний вечер», «После дождя», «Скажи мне да», «Богатырская сила» и других из альбома «Гимн Солнцу», Лосев не участвовал. Когда в 1980-х я опять взял его в состав и мы начали эпизодически появляться на телевидении, то он просто открывал рот под фонограммы чужих голосов. Поэтому у публики сложилось впечатление, что он был основным солистом. В действительности основного солиста в «Цветах» в те времена не было. Реально все музыканты и вокалисты в «Цветах» были очень яркие и талантливые: Юра Фокин (барабаны), Александр Слизунов (клавиши, вокал), Константин Никольский (гитара, вокал), Владимир Сахаров (бас-гитара, вокал), Сергей Дюжиков (гитара, вокал), Саша Малинин (акустическая гитара, вокал), Владимир Васильев (бас-гитара, вокал), Игорь Саруханов (гитара, вокал) и многие другие. За первые двадцать лет в «Цветах» переиграло около пятидесяти музыкантов, даже Леша Козлов (Козел на саксе, как мы его звали) играл с нами в начале семидесятых.

А если говорить о постсоветском периоде, то за двадцать лет состав фактически не изменился: Олег Предтеченский (вокал, гитара), Валерий Диордица (вокал, клавиши) и Саша Грецинин (вокал, бас-гитара), соло-гитарист Юра Вильнин и барабанщик Андрей Шатуновский. С моей точки зрения, это самый сильный состав, который когда-либо был в «Цветах». В группе, как и у «Битлз», три солиста, что редко встречается: обычно есть главный солист, а кто-то ему подпевает. Кроме того, с нами часто записываются и играют в больших концертах один из лучших барабанщиков мира Кенни Аронофф (США) и один из лучших бас-гитаристов и вокалистов Марко Мендоза (США). Они будут участвовать и в нашем юбилейном концерте в ноябре. В каком-то смысле они тоже уже около десяти лет постоянные музыканты «Цветов».

В больших концертах вместе с гостями исполняется блюзовый джем
В больших концертах вместе с гостями исполняется блюзовый джем

О ХИТАХ И ИХ ПОЯВЛЕНИИ

Я считаю очень важными в репертуаре группы все те песни, которые оказались важны для людей и которые любят и поют разные поколения уже полвека, порой даже не зная, кто автор и кто исполнитель, так как последние двадцать лет «Цветы» были в тени и о нас редко вспоминали.

Песни появлялись совершенно неожиданно. «Звездочка моя ясная» была написана Володей Семеновым, которого я пригласил как аранжировщика на запись, на стихи Ольги Фокиной не для «Цветов». И когда я решил включить ее в первую пластинку, мы сделали в результате такую аранжировку, которую автор не предполагал изначально. Собственно, это касается всех песен, которые мы тогда, в начале семидесятых, записали. Уникальность тех записей в том, что мы соединили интуитивный рок-н-ролльный драйв, которому мы научились у своих кумиров — Джими Хендрикса, «Лед Зеппелин», «Битлз» и «Роллинг Стоунз», с профессиональными аранжировками, которые нам помогли сделать приглашенные мной для записи профессиональные музыканты. В восьмидесятых не менее важными в нашем репертуаре я считаю песни, которые не стали настолько известными из-за цензуры или по другим причинам: «Ностальгия по настоящему», «Я не сдаюсь», «Мятеж», а в последнее десятилетие — такие песни, как «Распахни свое окно», «Свет и радость», «Пир во время чумы», «Утренняя баллада», «Силы природы», «Мятеж».

Сейчас какое-то странное время в смысле восприятия популярной музыки. Я уверен, что те последние песни, которые я перечислил, мало кому известны. Но я так же не сомневаюсь, что если нормальный мыслящий человек их услышит, это станет для него открытием. Наверно, сегодня мы единственные, кто развивает направление классического рока, созданного «Битлз».  Я думаю, что сегодня «Цветы», может быть, даже еще более значимы, чем тогда, в семидесятых, просто мы опять попали не в то время не в то место…

Ремейк песни «Юрмала»
Ремейк песни «Юрмала»

ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

Сейчас мы готовимся к юбилейному концерту, планируем представить наши известные и новые песни немножко в другой аранжировке. Эти ремейки постепенно появлялись у нас в последние годы, и песни обретали немножко другой драйв и настроение, я бы сказал, более легкое, светлое и даже танцевальное. Может быть, чем-то близко в стиле живых концертов Стинга, которого я считаю сегодня самым интересным музыкантом моего поколения. Мне кажется, наш концерт получится именно в таком настроении. Мы хотим сделать его домашним и уютным, несмотря на пафос места и количество зрителей. Практически все песни, и известные, и даже новые, мы собираемся петь вместе с публикой. Наши друзья — Гарик Сукачев, Сережа Мазаев, Дима Ревякин, Жанна Агузарова, Леша Романов — выбрали из наших песен, которые им больше в кайф и тоже присоединятся. Может быть, даже придумаем что-то веселое с Сережей Шнуром, с которым недавно вместе исполнили его версию «Мы желаем счастья вам». Может быть, что-нибудь симпатичное сделаем с Васей Баста, которого я, как и Сережу, считаю очень талантливым, глубоким музыкантом. Но пока все в процессе и говорить о чем-то конкретном еще рано.

Группа Цветы у входа на студию Abbey Road. Лондон
Группа Цветы у входа на студию Abbey Road. Лондон

Фото предоставлены Центром Стаса Намина