Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Группа «Цветы» отмечает юбилей

Два, три, максимум пять хитов — как правило, это предел для музыкальной группы. Легендарная группа Стаса Намина «Цветы», которой в этом году исполняется 50 лет, — это тот редкий случай, когда количество хитов, известных всей стране, исчисляется десятками.

24 сентября 2019592
Стас Намин
Стас Намин

«Звездочка моя ясная», «Юрмала», «Честно говоря», «Колыбельная», «Старый рояль», «Рано прощаться», «После дождя», «Летний вечер», «Бах творит», «Окно в свободу», «Ностальгия по настоящему», «Свет и радость», «Мы желаем счастья вам» — далеко не полный их перечень. Накануне полувекового юбилея основатель группы — Стас Намин рассказал о творческом пути коллектива со дня основания до сегодняшних дней.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…

«Цветы» — не первая моя группа. До «Цветов», еще в Суворовском училище, когда мне было четырнадцать, я сделал группу «Чародеи», а потом с братом Александром и друзьями мы сделали группу «Политбюро». Это были никому кроме близких друзей неизвестные группы, так как мы не выступали на открытых концертных площадках. В те времена выступать можно было только через специальные государственные организации, но даже если б мы и попробовали этот путь, то, конечно же, нас и слушать бы не стали, потому что играли мы в основном «Битлз», «Роллинг Стоунз» и другую рок-н-ролльную музыку. В семнадцать я поступил в Иняз, и там меня пригласили на лид-гитару в уже известную студенческую группу «Блики». Но музыканты «Бликов» учились уже на последнем курсе, и было понятно, что группа исчезнет через полгода. Тогда, в 1969-м, под впечатлением фестиваля в Вудстоке, который только что прошел, я решил сделать свою группу и назвал ее «Цветы» по аналогии с названием движения хиппи «Дети цветов» (Flower children) и «Власть цветов» (Flower Power). Мы играли только на студенческих и школьных вечеринках. Однажды, вместе с двумя другими группами став лауреатами какого-то студенческого фестиваля, мы получили в качестве приза право записать маленькую гибкую пластинку на фирме «Мелодия». Я к этой возможности решил отнестись очень серьезно. Я понимал, что ту музыку, которую мы тогда играли, ни в каком виде не выпустят даже на гибкой пластинке, и решил попробовать найти для группы новый стиль, который, как я предполагал, должен был основываться на мелодизме по принципу «Битлз», но при этом быть русским. В результате в 1973 году вышла наша первая пластинка. Наверно, от этого момента и можно отсчитывать начало профессиональной карьеры группы «Цветы».

Первая пластинка. 1973 год. Общий тираж на фирме Мелодия — 60 миллионов
Первая пластинка. 1973 год. Общий тираж на фирме Мелодия — 60 миллионов

ОБ ИСТОРИИ

Всю пятидесятилетнюю историю группы «Цветы», думаю, что можно разделить на два главных периода. Советский и постсоветский. Первые двадцать лет группа была в той или иной степени запрещена или дискриминирована властями. При этом «Цветы» в 1973 году, выпустив первую пластинку, продали ее тиражом семь миллионов, и «Мелодия», получив огромные прибыли, время от времени предлагали нам выпускать у них пластинки. В общей сложности тиражи наших пластинок превысили 60 млн. За тиражи мы не получили ни копейки. Как говорится, мы оказались в неправильном месте в неправильное время. В те же годы на Западе исполнители получали примерно четыре доллара с одной пластинки. Да и в России уже в конце девяностых были примерно такие же расценки. За концерты каждый музыкант получал тогда по 5 рублей 50 копеек в соответствии с минимальными государственными ставками, которыми нас оценили. Нам не разрешали играть в больших городах, тем более в Москве и естественно, выезжать за границу, а время от времени ситуация обострялась и нас выгоняли с работы и не давали вообще работать. В СМИ мы были вообще запрещены первые десять лет, а потом некоторые песни с трудом просачивались в эфир. Худсоветы на «Мелодии» тоже не позволяли в записях реальный рок-н-ролльный драйв, пытаясь подстричь нас под стандарты ВИА. Я даже не знаю, как нам удалось хоть что-то записать так, что поклонники действительно почувствовали наш реальный стиль. Контролировалась каждая нота, в вокале нельзя было расщеплять звук. Когда я в 1972 году во время записи на гитаре включил эффект «фузз», звукорежиссер попросил меня убрать искажения. Почему-то запрещено было использовать при записи барабанов бочку (большой барабан), ну и так далее. Я уж не говорю о цензуре в текстах.

Выпускать мы могли максимум по одной маленькой пластиночке в год. В 1980-м в связи с олимпийской оттепелью мы, наконец, выпустили свой первый альбом и еще несколько записей, но уже в 1981-м нас закрыли полностью, и мы не смогли больше выпустить ни одной пластинки.

Перелом наступил с приходом Горбачева. Нас пригласили в тур по США, и после долгих скандалов в 1986 году мы все-таки уехали на 45-дневные гастроли, впервые в своей жизни, мне тогда уже было 35 лет. После этого, за три года, мы совершили мировое турне. К этому времени из музыкантов «Цветов» я сделал группу «Парк Горького» и раскрутил ее по миру. Поэтому остановил деятельность «Цветов» и собирался заняться дальнейшей карьерой «Парка Горького». Но получилось так, что в 1990-м, когда я отправил их в первые гастроли по США, они распались, а некоторые музыканты, убежавшие в Америку, просто эксплуатировали название.

Второй, постсоветский период «Цветов» начался в 1999-м, когда я восстановил группу для работы в театре, который я тогда создал. Тогда мы даже отпраздновали тридцатилетие большим концертом с гостями. Но реально активная жизнь группы началась только в ее сорокалетие, в 2009-м. Мы сыграли юбилейный концерт в «Крокусе», записали все свои известные и новые песни на Abbey Road в Лондоне и начали регулярные гастроли по стране и за рубежом. В 2012-м выпустили еще два концертных альбоме на DVD и в YouTube — «Власть цветов» и «Человек разумный».

19 ноября будем отмечать в Кремле наш полувековой юбилей. Мы планируем большой концерт с гостями, великолепными музыкантами из России и из-за рубежа и, конечно же, сыграем свои известные хиты и лучшие новые песни.

За последние 20 лет состав группы ЦВЕТЫ не изменился
За последние 20 лет состав группы ЦВЕТЫ не изменился

ОБ УЧАСТНИКАХ, ВОКАЛИСТАХ И ОТНОШЕНИЯХ

Если говорить о советском периоде, то тогда музыканты менялись постоянно, так как работать в условиях постоянных ограничений и минимальной оплаты было действительно трудно, и не все выдерживали тяжелые гастроли. Не было никакого сервиса, я уж не говорю о лимузинах, люксах, райдерах и других причиндалах сегодняшних звезд. Постоянно менялись и вокалисты. К примеру, Саша Лосев, который пришел в «Цветы» почти с начала и записал несколько песен в первых двух пластинках, с 1976-го уже не работал в группе. В таких песнях, как «Честно говоря», «Старый рояль», «Рано прощаться», «Летний вечер», «После дождя», «Скажи мне да», «Богатырская сила» и других из альбома «Гимн Солнцу», Лосев не участвовал. Когда в 1980-х я опять взял его в состав и мы начали эпизодически появляться на телевидении, то он просто открывал рот под фонограммы чужих голосов. Поэтому у публики сложилось впечатление, что он был основным солистом. В действительности основного солиста в «Цветах» в те времена не было. Реально все музыканты и вокалисты в «Цветах» были очень яркие и талантливые: Юра Фокин (барабаны), Александр Слизунов (клавиши, вокал), Константин Никольский (гитара, вокал), Владимир Сахаров (бас-гитара, вокал), Сергей Дюжиков (гитара, вокал), Саша Малинин (акустическая гитара, вокал), Владимир Васильев (бас-гитара, вокал), Игорь Саруханов (гитара, вокал) и многие другие. За первые двадцать лет в «Цветах» переиграло около пятидесяти музыкантов, даже Леша Козлов (Козел на саксе, как мы его звали) играл с нами в начале семидесятых.

А если говорить о постсоветском периоде, то за двадцать лет состав фактически не изменился: Олег Предтеченский (вокал, гитара), Валерий Диордица (вокал, клавиши) и Саша Грецинин (вокал, бас-гитара), соло-гитарист Юра Вильнин и барабанщик Андрей Шатуновский. С моей точки зрения, это самый сильный состав, который когда-либо был в «Цветах». В группе, как и у «Битлз», три солиста, что редко встречается: обычно есть главный солист, а кто-то ему подпевает. Кроме того, с нами часто записываются и играют в больших концертах один из лучших барабанщиков мира Кенни Аронофф (США) и один из лучших бас-гитаристов и вокалистов Марко Мендоза (США). Они будут участвовать и в нашем юбилейном концерте в ноябре. В каком-то смысле они тоже уже около десяти лет постоянные музыканты «Цветов».

В больших концертах вместе с гостями исполняется блюзовый джем
В больших концертах вместе с гостями исполняется блюзовый джем

О ХИТАХ И ИХ ПОЯВЛЕНИИ

Я считаю очень важными в репертуаре группы все те песни, которые оказались важны для людей и которые любят и поют разные поколения уже полвека, порой даже не зная, кто автор и кто исполнитель, так как последние двадцать лет «Цветы» были в тени и о нас редко вспоминали.

Песни появлялись совершенно неожиданно. «Звездочка моя ясная» была написана Володей Семеновым, которого я пригласил как аранжировщика на запись, на стихи Ольги Фокиной не для «Цветов». И когда я решил включить ее в первую пластинку, мы сделали в результате такую аранжировку, которую автор не предполагал изначально. Собственно, это касается всех песен, которые мы тогда, в начале семидесятых, записали. Уникальность тех записей в том, что мы соединили интуитивный рок-н-ролльный драйв, которому мы научились у своих кумиров — Джими Хендрикса, «Лед Зеппелин», «Битлз» и «Роллинг Стоунз», с профессиональными аранжировками, которые нам помогли сделать приглашенные мной для записи профессиональные музыканты. В восьмидесятых не менее важными в нашем репертуаре я считаю песни, которые не стали настолько известными из-за цензуры или по другим причинам: «Ностальгия по настоящему», «Я не сдаюсь», «Мятеж», а в последнее десятилетие — такие песни, как «Распахни свое окно», «Свет и радость», «Пир во время чумы», «Утренняя баллада», «Силы природы», «Мятеж».

Сейчас какое-то странное время в смысле восприятия популярной музыки. Я уверен, что те последние песни, которые я перечислил, мало кому известны. Но я так же не сомневаюсь, что если нормальный мыслящий человек их услышит, это станет для него открытием. Наверно, сегодня мы единственные, кто развивает направление классического рока, созданного «Битлз». Я думаю, что сегодня «Цветы», может быть, даже еще более значимы, чем тогда, в семидесятых, просто мы опять попали не в то время не в то место…

Ремейк песни «Юрмала»
Ремейк песни «Юрмала»

ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

Сейчас мы готовимся к юбилейному концерту, планируем представить наши известные и новые песни немножко в другой аранжировке. Эти ремейки постепенно появлялись у нас в последние годы, и песни обретали немножко другой драйв и настроение, я бы сказал, более легкое, светлое и даже танцевальное. Может быть, чем-то близко в стиле живых концертов Стинга, которого я считаю сегодня самым интересным музыкантом моего поколения. Мне кажется, наш концерт получится именно в таком настроении. Мы хотим сделать его домашним и уютным, несмотря на пафос места и количество зрителей. Практически все песни, и известные, и даже новые, мы собираемся петь вместе с публикой. Наши друзья — Гарик Сукачев, Сережа Мазаев, Дима Ревякин, Жанна Агузарова, Леша Романов — выбрали из наших песен, которые им больше в кайф и тоже присоединятся. Может быть, даже придумаем что-то веселое с Сережей Шнуром, с которым недавно вместе исполнили его версию «Мы желаем счастья вам». Может быть, что-нибудь симпатичное сделаем с Васей Баста, которого я, как и Сережу, считаю очень талантливым, глубоким музыкантом. Но пока все в процессе и говорить о чем-то конкретном еще рано.

Группа Цветы у входа на студию Abbey Road. Лондон
Группа Цветы у входа на студию Abbey Road. Лондон

Фото предоставлены Центром Стаса Намина

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения