19 мая на «Кинопоиске» состоялась премьера нового сериала «Нулевой пациент». Картина посвящена первой в СССР вспышке ВИЧ, произошедшей в Элисте в 1988 году. Роль столичного врача-эпидемиолога и по совместительству сына чиновника досталась потомственному актеру — Никите Ефремову.
С образом артист справился блестяще. По крайней мере, такой точки зрения придерживаются критики, которые хвалят преимущественно Ефремова. По их мнению, актер сумел создать сложный и глубокий портрет столичного медика со своими проблемами. «СтарХит» решил разобраться, как же Никита работал над образом, и какой реальный человек стал прототипом для его персонажа.
Портрет в истории
Многие персонажи сериала оказались выдуманными, но в герое Ефремова узнаются биография и черты Вадима Покровского, сына эпидемиолога, некогда возглавлявшего Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора. С 1978 года Вадим Покровский работал в Центральном научно-исследовательском институте эпидемиологии, а спустя десять лет возглавил специализированную научно-исследовательскую лабораторию эпидемиологии и профилактики СПИДа. В 1989 году Покровский-младший был включен в Комитет по борьбе со СПИДом при Министерстве здравоохранения СССР.
В сериале героя практически окрестили «золотым парнем», но не как успешного и старательного человека, а как сына чиновника из минздрава. Местное сообщество быстро выстроило вокруг Дмитрия удобный штампованный образ. Это был образ человека, среди заслуг которого лишь фамилия именитого отца. Окружение считало, что Гончаров был категорически ни на что не годен и явно занимал место кого-то более достойного. Однако Гончаров не просто доказал обратное, но и показал себя как талантливого исследователя и ученого.
Предвзятого отношения со стороны общества избежать было непросто. Мало того, что Дмитрий родился, вырос и учился в Москве, он еще и руководил одной из пяти советских лабораторий. Все пять занимались изучением ВИЧ, существование которого отрицали не только правительство Союза, но и многие врачи.
Особенно ярко проявить характер пришлось во время первой вспышки ВИЧ на территории СССР. Тогда в элистинской больнице Калмыцкой АССР оказались заражены 75 детей и четыре женщины. Чтобы остановить распространение и не допустить катастрофы, было необходимо изучать очаг. Именно поэтому Дмитрий отправился в Элисту.
«Эта история произвела на меня очень мощное впечатление — история огромной страны, рассказанная через судьбы людей. Мой персонаж — врач, который занимался этой темой еще до начала событий. Он осознавал, что будет эпидемия и пора бить тревогу, но столкнулся как с тотальным сопротивлением системы, так и с неверием людей», — рассказал Ефремов.
Трагедия действительно буквально вершилась на глазах, но высшее руководство Гончарова не поддержало. В Советском союзе ВИЧ априори существовать не мог: проституция и гомосексуализм, за которыми прочно закрепился шлейф распространения вируса, были запрещены законодательством. В интересах властей было лишь одно — замять дело и побыстрее.
Образ в сериале
Конечно, при подготовке к роли Никита ознакомился с подробностями реальной истории, изучил биографию Дмитрия Гончарова. Он постарался сделать образ максимально реалистичным, но при этом не добивался документальной точности.
«Мне видится наш проект скорее как художественный вымысел, основанный на реальных фактах. Было важно максимально уважительно отнестись к тем, кто стал участником этих страшных событий», — делился артист.
Многие зрители отметили, сто Ефремов невероятно органичен в своем амплуа, поэтому зачастую затмевает коллег в кадре. Его герой мгновенно вызывает симпатию, и тут заслуга,конечно, не только актера, но и всей творческой группы. Сценарисы Олег Маловичко и Андрей Геласимов создали сильный сценарий с колоритными персонажами, за действиями которых хочется следить. Ну, а режиссеры Сергей Трофимов и Евгений Стычкин попытались последовательно и интересно рассказать сложную историю.
«Герои нашего сериала бьются за то, чтобы в этом хаосе их услышали и поняли реальность угрозы — как обычные люди, так и руководство страны. Это, так сказать, исторический антураж нашего сериала. Есть здесь и глубочайшая человеческая драма — реальная, непридуманная. И разделить их невозможно. Любое кино, будучи массовым искусством, выполняет определенную миссию, в том числе социальную. Но успешной такая миссия может быть, если кино хорошее, а хорошее кино — это когда зритель подключается к героям и им сопереживает. За это мы и боремся в нашем проекте», — подчеркнул Трофимов.
Конечно, сложно не заметить параллели с реальной судьбой самого Никиты. Как и его герой, Ефремов является представителем знаменитой династии, человеком, которому постоянно приходится соревноваться в успехах с отцом и дедом. В интервью артист неоднократно признавался, что выдерживать подобную конкуренцию сложно, но его успех в «Нулевом пациенте» показывает, что упорности и трудолюбия артисту не занимать.
Сейчас делать полноценные выводы о проекте рано, ведь на экраны вышло всего несколько серий. Однако и создателей, и исполнителей главных ролей можно похвалить как минимум за смелость. Обсуждать такие сложные темы необходимо хотя бы ради того, чтобы инциденты, подобные трагедии в Элисте, больше не случались.
Фото: кадры из сериала «Нулевой пациент»