Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Превосходство Борна» VS «Грозный»: секреты каскадера, работавшего с голливудскими режиссерами

Виктор Иванов — легендарный каскадер и постановщик трюков, который принял участие в самых опасных эпизодах еще в советском кино, а потом оказался и в числе лучших каскадеров Голливуда, поработав со Спилбергом и Андерсоном и получив награды за «Превосходство Борна» и «Ультиматум Борна». В новом сериале «Грозный» он отвечал за все самые огненные и смертельные ситуации.

26 ноября 2020 20:0001 254
«Превосходство Борна» VS «Грозный»: секреты каскадера, работавшего с голливудскими режиссерами
Виктор Иванов (справа)

У вас очень крутой «послужной список», в нем есть исторические костюмные проекты?

Были, конечно, и немало. Еще в 1983-84 годах я делал с американцами фильм про Петра I (Peter The Great, мини-сериал, реж. Лоуренс Шиллер, 1986 год — прим. «СтарХита»), был, например, фильм про Багратиона, из самых недавних — «Тихий Дон» и «Тобол».

И как вы оказались на «Грозном»? В какой период вашей жизни вас застало предложение в этом поучаствовать: снимались или, наоборот, была пауза, отдыхали?

Нет, не отдыхал, я всегда работаю, так что паузы у меня не было. С компанией «Москино» я работаю давно — мы начали сотрудничать на сериале «Жизнь и судьба». И с тех пор я на всех их больших проектах.

«Превосходство Борна» VS «Грозный»: секреты каскадера, работавшего с голливудскими режиссерами

Какие эпизоды в «Грозном» делали?

Мы делали там все: и драки, и скачки, и рубку. Битву при Молодях создавали всего 30 каскадеров — из-за пандемии больше людей пригласить не смогли. Но даже с таким небольшим числом участников, на мой взгляд, получилась просто выдающаяся битва. Я последний монтаж не смотрел, но то, что видел в промежутках — это прямо впечатляет. И мы снимали ее отдельной группой: я был режиссер, операторы у нас свои были. На пожаре Москвы задача была не самая простая: надо было поджигать так, чтобы все не сгорело полностью за один дубль, и в кооперации с пиротехниками мы зажигали небольшой отрезочек, а потом тушили. В результате мы сделали на пожаре стопроцентное горение, погорели нормально, но главное, что все целенькие остались, ни царапинки. Это довольно опасно, с учетом того, что все происходит в замкнутом пространстве, в интерьерах, вокруг деревянные декорации. Это всегда очень ответственная штука, поэтому сначала долго готовимся, делаем дубль. Надо развести людей и не только людей: были стрельцы, солдаты, девушки, крестьяне, козочки, куры. Потом обговаривали с пиротехниками, они поджигали, давали нам отмашку, что все зажжено, и мы быстренько снимали сцену. И так по 3-4 дубля. Все, что горит по улице, крупные планы — все это в картине по-настоящему, ничего на компьютере не нарисовано. Рисуются только дальние планы большого пожара. То же с битвой: мы придумали, что все это происходит в кромешном дыму и пламени, чтобы создать видимость массовости и некую скученность. Ну, и при этом люди с острыми предметами, лошади, подрывы – это очень непростая штука. Битву при Молодях снимали четыре дня: сначала были репетиции, потому что в эти сцены нужно было интегрировать и актеров. Все тренировались, прекрасно справились и тоже все целенькие остались. Под Домодедово нашли красивое васильковое поле, построили Гуляй-город и бились там.

Какие еще эпизоды делали в картине?

Все самые опасные. Например, была погоня на лошадях, когда Лука гнался за посыльным, или Грозный натравливал собак на Шуйского. Я нашел для Шуйского дублера, который и похож был внешне, и со своими собаками — они у него какие-то тренированные, так что рвали его как своего, не до конца. Может, конечно, он их просто не покормил немного. Так что большое ему спасибо.

«Превосходство Борна» VS «Грозный»: секреты каскадера, работавшего с голливудскими режиссерами

Исторические консультанты на картине тоже, наверное, давали вам какие-то указания?

На более общих планах у нас оружие было облегченное, из дюраля, потому что стальными саблями не помашешь особенно долго, очень тяжелые. Но на самых крупных планах оружие было самое настоящее, с которым старались очень аккуратненько работать, чтобы никого не ранить.

Как можете оценить уровень сложности задач на этом фильме по личной 10-балльной шкале?

Я бы сказал, 11. Кроме всех этих опасностей, про которые я рассказывал, нас же еще закрывали на карантин: мы по расписанию должны были все закончить в мае, но нас закрыли в конце марта, а возобновились съемки в июле.

Исторические пожары и драки чем-то отличаются от пожаров и драк среди небоскребов и прочего современного антуража? Это проще, чем «Превосходство Борна» или нет?

«Борн» — это трюки с автомобилями, там все более-менее рассчитано. А здесь и импровизаций много, и необходимость подстраиваться под обстоятельства, и настоящий огонь, от которого особо не спасешься, в случае чего. Плюс ты еще в костюме и в гриме, и нужно не просто так махать холодным оружием, а в историческом стиле. Все это уровень сложности повышает. Но мы со всем отлично справились.

«Превосходство Борна» VS «Грозный»: секреты каскадера, работавшего с голливудскими режиссерами

Фото: пресс-служба телеканала «Россия»

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения