В 2000 году Александр Ширвиндт стал художественным руководителем Театра Сатиры. На этом посту он сменил Валентина Плучека. При этом сам артист не стремился занять эту должность. Более того, его семья была категорически против, и в первую очередь супруга Наталья Николаевна. Об этом рассказал коллега Александра Анатольевича, актер Юрий Васильев.
«Конечно, он не хотел. Это же большой груз ответственности в 66 лет. Его все долго уговаривали, он отказывался, ссылаясь на свой возраст. Да и его семья была против», — вспоминает Васильев.
По словам актера, после назначения жена поставила супругу ультиматум: «Наталья Николаевна, его жена, однажды сказала: „Шура, выбирай: или Сатира, или я!“ Он ответил: „Вы мне обе надоели“».
Несмотря на сомнения, именно Ширвиндт стал преемником Плучека и, по мнению коллег, справился с этой задачей блестяще. «Все в театре были убеждены, что художественным руководителем должен стать Александр Анатольевич, потому что он пользовался авторитетом, любовью и уважением. Это был гениальный человек, необыкновенной доброты, необыкновенного ума, необыкновенного образования», — говорит Юрий Борисович.
Васильев вспоминает, что Ширвиндт не просто управлял театром — он создавал в нем атмосферу близости и доверия: «После каждой премьеры дарил нам, актерам, что-нибудь, всегда поздравлял с днем рождения, если и делал замечания, то по-доброму. Он был суров только на словах. Мог на кого-то орать так, что стены тряслись, но все знали, что это было для виду».
Ширвиндта ценили не только за талант, но и за человеческие качества. Он помогал коллегам, устраивал в больницы, добивался санаторных путевок, решал жилищные вопросы: «Он и мне выбил квартиру, долго добивался, звонил по инстанциям», — рассказывает Васильев.
Свою мягкость Ширвиндт называл иронично «ошибкой характера»: «Худруки — они должны быть как кнут и пряник. Но когда кнут в руках у пряника… Я хороший человек, но все время из себя это вытравливаю как могу».
Даже в деньгах он был щедр. «Всегда одалживал. Как-то даже пошутил: „Если мне когда-нибудь вернут старые долги, я стану миллионером!“» — вспоминает Васильев.