X Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало», который финишировал в Иваново (генеральный продюсер мероприятия Алексей Боков), был отмечен новыми киношедеврами и беспримерным казусом. Впервые за десятилетнюю историю фестиваля обладатель Гран-при, в этом году им оказался колумбийский режиссер Фелипе Герреро, не сумел доехать до берегов Волги.

Казалось бы, ну что россиянам с их генетической памятью страдания трех южноамериканок, вынужденных бежать от ужасов войны через непроходимые колумбийские джунгли. Но зрители ивановского Дворца искусств, среди которых были жители и других площадок фестиваля − Плеса, Юрьевца и Кинешмы, наградили победителя, обратившегося к залу по скайпу, громом аплодисментов. Опасения членов жюри во главе с мастером артхаусного кинематографа Йосом Стеллингом, что игровой дебют режиссера «Темный зверь» (до этого Герреро занимался документалистикой), к тому же снятый без единого слова, не дойдет до рядового адресата, оказались напрасными. Кстати, обладателя приза зрительских симпатий «Зеркала», обаятельного голландца Питера-Яна де Пюэ с его «Землей просвещенных», принимали еще более восторженно.

История афганских детей, «живущих разбоем и рэкетом, промышляющих торговлей опиумом, оружием и ляпсис-лазурью» (программный директор фестиваля, дальновидный Андрей Плахов, задолго до открытия внес эту картину в собственный хит-парад), затронула многих. «Афганистан − часть истории России, поэтому для меня было очень важно показать свою картину здесь», – сказал, обращаясь к залу, Питер-Ян де Пюэ, выступивший еще как оператор и сценарист. А уж как принимали поклонники Филиппа Янковского, пятилетним мальчиком он вместе с отцом Олегом Янковским стал героем шедевра Андрея Тарковского «Зеркало»! В том же фильме снималась и другая почетная гостья и член жюри фестиваля Алла Демидова, устроившая на плесских берегах Волги поэтический вечер Арсения Тарковского − отца создателя картин «Иваново детство» и «Жертвоприношение», с которым замечательная актриса приятельствовала много лет. (Помните песню: «Вот и лето прошло, словно и не бывало» − она как раз на его стихи.) Не говорю уж о президенте кинофестиваля, творце легендарного фильма «Остров» Павле Лунгине! В Юрьевце, например, где любовно сохраняется дом бабушки Андрея Тарковского, в котором он провел детство (в ста километрах, в селе Завражье, чудом уцелела изба, в которой родился всемирно известный режиссер), десятки горожанок буквально обрушили на Лунгина свою признательность, и Павел Семенович, добродушно посмеиваясь: «Ах, вы мои браконьерши», терпеливо сфотографировался с каждой поклонницей.

Помимо просмотров конкурсных работ − игровых, документальных и анимационных («Зеркало» − фестиваль мультижанровый) − аншлаг сопровождал и поэтический поединок Леты Югай и члена жюри Веры Полозковой, творчество которой здесь хорошо знают. Министр строительства Михаил Мень, будучи губернатором Ивановской области, выступивший одним из главных идеологов «Зеркала», в традиционном забеге в честь фестиваля не участвовал, но выставил своего пресс-секретаря Олега Ракитова, занявшего второе место. Покорили гостей обаяние и удивительная искренность ведущей церемонии открытия актрисы Анны Михалковой и рассказ о кинематографе писателя Виктора Ерофеева, участника традиционных «пионерских» чтений. Десятое юбилейное «Зеркало» завершилось, и пусть его призеры не соберут миллионную аудиторию в кинотеатрах мира, но как точно заметил Павел Лунгин: «Если ты идешь в супермаркет и покупаешь там пачку сосисок, то не думаешь, откуда они, кто их приготовил. Просто съел и забыл. А вот авторское кино – это всегда личность с ее проблемами. И если вы пытаетесь осознать и решить разные проблемы, такое кино именно для вас». 

Именно такие фильмы и подарил человечеству Андрей Тарковский.