Лев Перфилов появился на свет в Коломне в семье начальника планового отдела патефонного завода. Хотя мужчине дали «бронь» от призыва, он не мог игнорировать происходящее и ушел на войну добровольцем. Льву не было и 10, когда он узнал о героической гибели папы в бою.
Заботы о ребенке легли на хрупкие женские плечи, а беспокоиться было о чем — район имел криминальную славу, и подросток стал воровать по примеру старших товарищей. К счастью для Льва Перфилова, мама вышла замуж за боевого офицера, который бросил все силы на борьбу с пагубными наклонностями пасынка. Отчима Лев долго не принимал, да и покидать дворовых друзей не спешил, поэтому юношу отправили на исправление в Суворовское училище.
Хотя карьера военного Перфилова не привлекла, с криминалом было покончено раз и навсегда. Юноша увлекся драматическими постановками, а когда у него обнаружились отличный слух и голос — стал старостой хора по прозвищу Левчик-артист. Неудивительно, что выпускник решил попытать счастья в столице и в итоге поступил в «Щепку» на курс ученицы Станиславского Марии Кнебель. Как же вышло, что этот благородный интеллигентный актер начал постоянно превращаться на экране в злодея? 13 февраля исполняется 92 года со дня рождения Льва Алексеевича, и самое время рассказать о его профессиональной и личной жизни.
Карьера Льва Перфилова
Окончив вуз, артист стал участником труппы Театра-студии киноактера, ну а на экране впервые появился еще в 50-е. С дебютом Перфилову повезло — в картине «Павел Корчагин» он перевоплотился в чеха Франца Клавичека. После Лев Алексеевич засветился в лентах «Гори, моя звезда» и «Киевлянка», ну а участие в «Таврии» определило всю его дальнейшую карьеру.
Дело в том, что в картине Юрия Лысенко актер так убедительно сыграл барона Вольдемара, что в газетах написали: наконец-то появился артист, способный изображать негодяев. Отрицательные роли так и липли к Перфилову, но он был вовсе не против, отмечая, что злодеи делают фильмы лучше, демонстрируя зрителям, как поступать не нужно.
В «Молчат только статуи» Перфилов предстал в образе пьяного немца, а в «Сказке о Мальчише-Кибальчише» — офицером Буржуинской армии. В ленте «Акваланги на дне» актер сыграл бандита Лохматого, в «Бумбараше» — Мелания, ну а в фильме «Где ты был, Одиссей?» — и вовсе врача-садиста.
Ключевые роли артиста можно пересчитать по пальцам, — это Мальцев в ленте «Будни уголовного розыска» и писарь в «Ведьме» — зато Лев Перфилов по праву заслужил звание короля эпизода. Он участвовал в целом ряде культовых советских фильмов — «Сердце Бонивура», «Как закалялась сталь», «Дни Турбиных», «Приключения Электроника», «Кин-дза-дза!» Но конечно, для миллионов зрителей Перфилов стал фотографом Гришей «Шесть-на-девять» из «Место встречи изменить нельзя».
Съемкам в детективе Станислава Говорухина предшествовала интересная история. Будучи большим поклонником Владимира Высоцкого, Перфилов пошел на спектакль коллеги в Театр на Таганке. Лев Алексеевич знал Маргариту Кошелеву, игравшую с бардом в «Вертикали», так что поднялся в гримерку, дабы передать артисту от нее привет. В итоге наш герой нарвался на грубость Высоцкого, решившего, что в его личное пространство вторгся назойливый поклонник. Возможность извиниться представилась Владимиру Семеновичу как раз на площадке «Место встречи изменить нельзя».
Впервые за долгое время игравший негодяев актер предстал добродушным весельчаком. К слову, некоторые реплики Гриши «Шесть-на-девять» были чистой импровизацией Перфилова, например, фраза «Надо что-то делать, Глеб! Они же убьют его!»
Предательства любимых
Еще будучи студентом, Лев Перфилов женился на коллеге по цеху Елене Ермолаевой. Супруги уехали по распределению в Сибирь и стали родителями девочек-двойняшек, но это не было гарантией долгого брака. Несмотря на материнство, избранница Перфилова не просто продолжала театральную карьеру, а преуспевала в ней больше, чем Лев Алексеевич.
Слухам о романе спутницы жизни с влиятельным функционером артист поначалу не верил, но вскоре ухаживания чиновника стали открытыми. Льву Перфилову намекнули, что не стоит устраивать скандалов, если он не хочет нарваться на неприятности. Актеру ничего не оставалось, кроме как покинуть неверную жену: угрозы его не пугали, а вот предательство разбило сердце. По другой версии, перед отъездом звезда все же успел разбить физиономию секретарю обкома партии.
Перфилов отправился в Москву, а затем в Киев, где устроился в Театр имени Довженко. Здесь он встретил девушку по имени Валентина, с которой создал новую семью. Второй брак артист впоследствии называл ошибкой: несмотря на появление на свет троих сыновей, союз принес актеру немало боли. Валя родила от другого, и Льву Алексеевичу опять пришлось переезжать. «Папа любил маму, а на Валентине, скорее, женился от тоски, — заключила дочь артиста Ирина. — Он ведь когда с мамой расстался, сильно запил. Хотел свести счеты с жизнью. Сами мы его пьяным не видели, но об этом пороке слышали. Но он смог его победить и заменил алкоголь любовью к чаю».
Поздняя любовь
Неудачи в личной жизни и смерть Владимира Высоцкого выбили Льва Перфилова из колеи, но ему все еще было что сказать зрителю: артист мелькал в картинах «Слезы капали», «Казачья застава», «Самая обаятельная и привлекательная».
В 51, когда он уже ничего не ждал, судьба подарила актеру встречу с сотрудницей почты Верой. Впервые увидев в отделении звезду ленты «Место встречи изменить нельзя», девушка опешила и скрылась в служебном помещении. Артисту это показалось милым, и он написал незнакомке письмо, где поведал обо всех жизненных драмах.
Общение продолжилось, а на первое официальное свидание Вера пришла с сыном от прошлого брака. Перфилова не смутили ни большая разница в возрасте, ни чужой ребенок. Со всей открытостью звезда кино бросился навстречу новому чувству, и хотя союз считали мезальянсом и его дети, и близкие молодой женщины, влюбленные поженились и не разлучались до самой смерти Льва Алексеевича.
Кризис и тяжелая болезнь
Вера была рядом, когда распался СССР и индустрию кино накрыл кризис. В полном метре артист появлялся все реже: промелькнул в лентах «Преступление со многими неизвестными», «Амур и Демон», «Вино из одуванчиков». Чтобы прокормить семью, актер не брезговал рекламой, а вот участие в передаче об украинских звездах считал большой удачей. Правда, телепрограмма сквозила печалью: многие коллеги Перфилова признавались, что живут в нищете.
Депрессивные настроения поселились в душе и самого Льва Алексеевича: в одном из последних интервью мужчина с горечью рассказывал, как театр киноактера лишился здания, а народные артисты получают зарплату в 12 гривен, которую задерживают месяцами. Сам Перфилов тогда играл главную роль в спектакле «Судный день» о человеке с тяжелой судьбой.
В последние годы артиста все чаще беспокоило здоровье. Он давно страдал болезнью легких, усугубившейся после поездки на ЧАЭС. «Я сам чернобылец, инвалид второй группы, имею билет ликвидатора. Я мотался туда очень часто. Выступал перед солдатиками — а их там было сотни тысяч. Рассказывал о своих киношных случаях. Не для того, чтобы показать: ах, какой я герой, не боюсь этой радиации. Боялся, как и все. Но я воспитан был так. Ездил и на целину. Для нас поехать туда, где трудно, не считалось каким-то особенным подвигом. Потом это сказалось на здоровье», — делился в одном интервью Перфилов.
К болезни легких добавился вызванный врачебной ошибкой недуг: во время операции актеру занесли инфекцию. Доктора разводили руками, признаваясь жене Льва Алексеевича, что могут лишь продлить ему жизнь, но не исцелить. Вера объездила весь Киев, чтобы найти мужу необходимые лекарства, и влезла в долги. Впоследствии знакомые медики отмечали, что заботы жены подарили звезде кино пять лет.
24 января 2000-го Лев Перфилов скончался в больнице. Жены рядом не оказалось: Вера признавалась, что как раз собиралась в клинику, когда провалилась в сон в кресле — измотанный организм больше не мог бодрствовать. Окружающие восхищались женщиной, считая ее крепким тылом артиста, а вот дочь Льва Алексеевича в добродетели супруги отца сомневалась.
«Сама Вера в больницу не ходила, — уверяла Ирина. — Сказала, что устала от больного мужа и у нее нет сил. Папа умирал на моих руках. Я никогда не винила Веру в том, что она не выдержала. Но потом она показала свою истинную сущность — прибрала к рукам все наследство папы: продала его квартиру и купила огромный коттедж в Бердянске. Но через некоторое время он полностью сгорел и Вера осталась ни с чем. Вернулась в Киев. Потом от СПИДа умер ее сын от первого брака. Как и на что она сейчас живет, не знаю. Потеряла с ней связь. А вот с братьями время от времени я общаюсь. К сожалению, сейчас в живых только двое, а Саша погиб в автокатастрофе. Умерла и их мама Валентина».