Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Хозяйка детского дома»: какие тайны раскрыло культовое кино 80-х

Пронзительное и трогательное кино о жизни «детдомовцев» сразу обратило на себя внимание, его приняли и полюбили.

19 февраля 2019 12:010629
Наталья Гундарева исполнила в фильме главную роль
Наталья Гундарева исполнила в фильме главную роль
Источник:
Кадр из картины «Хозяйка детского дома»

В 1983 году на экраны СССР вышла мелодрама «Хозяйка детского дома». Картина подняла проблему, о которой тогда было не принято громко говорить — оказывается, миллионы детей в нашей стране по разным причинам стали сиротами, и живут они рядом, но в детских домах. В советском кинематографе не часто снимали кино о детях, жизнь которых проходит в приюте. Это второй популярный фильм про детдом после «Республики ШКИД».

Киноистория позволила людям заглянуть туда, куда простым смертным вход был заказан. О том, что происходит в детском доме, какие вопросы волнуют его обитателей, о чем они думают, как справляются с бытовыми проблемами, — люди несведущие могли только догадываться.

Главные роли в картине сыграли Наталья Гундарева и Людмила Полякова. По мнению зрителей, они буквально прожили на съемочной площадке судьбы своих персонажей.

Героиня Гундаревой — Александра Ванеева сама выросла в детдоме, теперь она стала его «хозяйкой» и каждый день сталкивается со сложными жизненными ситуациями, связанными с ее сотрудниками и детьми. Когда-то она усыновила воспитанника детдома Сергея. Его родную мать Ксению Рябцеву, которую играет Людмила Полякова, лишили родительских прав. Через много лет Ксения появляется в жизни Сергея и хочет все исправить. Ванеева опасается, что это разрушит ее семью, но Сергей давно ответил себе на вопрос, кто его настоящая мать.

Зрители сочувствовали непутевой Ксении, в ней они увидели несчастную, страдающую женщину и даже искали оправдание ее страшному поступку.

Наталья Гундарева
Наталья Гундарева
Источник:
Кадр из картины «Хозяйка детского дома»
«Вроде недалекая, беспутная, какая-то не самодостаточная... явно плохо разбирающаяся в мужчинах — но вот жалко ее, сил нет. Дура, бросившая свое единственное дитя, а вызывает такие эмоции. Может так ее сыграла Полякова? Получился у нее какой-то изначальный ущерб, как будто всегда она была несчастной, родилась уже неуклюжей, закомплексованной. И от того так страстно она «лепилась» к мужчине, которого якобы любила… Не хочется ее топтать, пинать, тыкать… она просто ужасно жалка!»,— писали они о Ксении.
Людмила Полякова
Людмила Полякова
Источник:
Кадр из картины «Хозяйка детского дома»

А вот в «правильной» героине Гундаревой некоторые зрители увидели не только положительные качества. В начале фильма один ребенок отказывается, «как все», есть манную кашу, и директор детдома в резкой форме предъявляет претензию повару, которая не хочет готовить мальчику другое блюдо.

Эта история вызвала неоднозначные отклики. Кто-то даже обвинил директора детдома в попытке «создать прецедент».

«Сегодня одному рисовую кашу вместо манной, завтра другому котлеты вместо голубцов, послезавтра... А как же равенство, о котором так печется героиня Гундаревой?», — возмущались одни.

«Есть случаи, когда необходимо делать исключения и учитывать индивидуальные особенности. И детей нельзя всех под одну гребенку. Директор — прекрасная женщина и отличный педагог, она ко всем старается найти подход и видит личность в каждом ребенке, члене большой семьи», — восторгались другие.

Наталья Гундарева и Любовь Соколова
Наталья Гундарева и Любовь Соколова
Источник:
Кадр из картины «Хозяйка детского дома»

Наталья Гундарева вспоминала о работе над фильмом с особой теплотой. Она рассказывала, что кино снимали в настоящем детском доме, а у ее героини был реальный прототип — женщина, у которой было два усыновленных ребенка.

«Эта тема – детский дом – проняла меня до глубины существа. Чтобы выбрать площадку для съемок, мы наведывались во многие детские дома. Были в обыкновенных, были и в показательных, где журчат фонтаны, устроены зимние сады и чудесно оформлены игровые комнаты. Но и тут и там я читала в глазах детей один и тот же вопрос: «Почему?» Они не понимали, почему должны жить иначе, чем дети, которые учатся в школе рядом. Они же ничего плохого не совершили, они просто родились у этих родителей и самим своим рождением поставлены в особые условия, вне родного семейного дома», — вспоминала актриса.

Наталья Гундарева и Владимир Шевельков
Наталья Гундарева и Владимир Шевельков
Источник:
Кадр из картины «Хозяйка детского дома»

Игру других артистов также оценили вне всяких похвал. Очень достоверно исполнила роль воспитательницы детского дома Любовь Соколова. Этот образ шел ей — актриса часто снималась в ролях женщин, способных пожертвовать своим счастьем ради других. И в этой картине она не изменила себе, ее Марья Тимофеевна посвятила всю себя детям, но при этом осталась одинокой.

«Как и всегда, безупречна Любовь Соколова, очень люблю ее, просто родной человек. К тому же, Любовь Сергеевна здесь удивительно красива», — отзывались о ее роли в социальных сетях.

Зрители отметили игру одной из лучших пар — Натальи Гундаревой и Константина Григорьева. В 70-80-х годах прошлого века имя Григорьева входило в число тех, чье появление на экране ожидали с особым нетерпением. Роль Семена Потапова, влюбленного в героиню Гундаревой, он, как всегда, сыграл с огромным обаянием. По отзывам, все ее нюансы попадают «прямо в душу».

Константин Григорьев и Владимир Шевельков
Константин Григорьев и Владимир Шевельков
Источник:
Кадр из картины «Хозяйка детского дома»

Для Владимира Шевелькова (будущей звезды фильма «Гардемарины, вперед!»), сыгравшего Сергея, приемного сына Ванеевой, эта работа оказалась знаковой. Он отмечал, что ставит ее в один ряд с другими, успешными и с точки зрения профессии, в которых довелось воплотить прекрасные разноплановые роли.

Многие из тех, кто посмотрел «Хозяйку детского дома», признавались, что плакали, от души переживая за героев картины. Зрители отмечали, что фильм стал для них откровением. Они восхищались его искренностью и добротой, говорили, что картина заставляет задуматься о жизни, ее истинных ценностях. «Какой чудесный, добрый и трагический фильм! Его надо показывать сейчас, так как очень много детей остаются без родителей. Может, он разбудит светлые чувства и сирот будет меньше», — оставила в Сети комментарий одна из поклонниц кинокартины.

По материалам: kino-teatr.ru

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения