Владимир Зайцев появился на свет в Свердловске в простой рабочей семье. Заводчане жили в холодном бараке, где зимой температура была почти как на улице. За водой приходилось бегать на колонку в ста метрах от дома, зато голода Вова с братом не испытывали.
«Мой отец пережил титанический голод, потому что он был из семьи раскулаченных, обобранных и ограбленных, — пояснял Зайцев. — Он бежал от этого голода в армию, приписав год к своему возрасту, потому что там кормили. У нас такого не было, потому что родители трудились. Но голодно было во всем городе. Когда я уехал в Москву учиться, это была мука — возить оттуда заготовки для мамы».
Свою творческую судьбу артист считал предрешенной: он очень рано начал говорить, причем отчетливо, с правильной дикцией. В школе мальчика позвали в актеры кукольного театра, а затем сделали рассказчиком. Вскоре Вова стал звездой драмкружка, ну а в кино озвучил первого персонажа — Джорджа Бэнкса из «Мэри Поппинс» — еще в шестилетнем возрасте. 28 сентября Зайцеву исполняется 67, и самое время прогуляться по волнам его воспоминаний.
Карьера Владимира Зайцева
В пятом классе школьник снялся в короткометражке Свердловской киностудии, но об актерской карьере не помышлял. Фильмы, на которых Владимир рос, побуждали стать следователем, кроме того, юношу интересовала история.
Зайцев всерьез собирался поступать на истфак Уральского университета, но когда об этом прознал руководитель драмкружка, все изменилось. Артист Свердловского драмтеатра примчался к ученику домой и уговорил пойти на актерское отделение. Так Владимир попал в ряды студентов местного театрального вуза, ну а к концу первого курса отправился с одногруппниками штурмовать Москву.
Зайцеву и одному его другу повезло — среди всех претендентов из Свердловска на курс Владимира Андреева в ГИТИС взяли только их двоих. Вскоре наш герой уже блистал на сцене Театра имени Ермоловой в роли Кая, а после получения диплома попал в штат учреждения.
Кинокарьера артиста стала активно развиваться с начала 80-х, когда он получил ключевую роль в фильме «Против течения». Позднее актер играл второстепенных героев в лентах «Взять живым» и «Не хочу быть взрослым», перевоплощался в рабочих, таксистов, милиционеров.
В 90-е Владимир Зайцев не только засветился в «Осколке „Челленджера“» и «Сибирском цирюльнике», но и погрузился в работу над дубляжом. Голосом артиста заговорили персонажи рекламных роликов, а потом и герои Хита Леджера, Роберта Дауни-младшего и Джима Керри. Особенно актер любил озвучивать антагонистов, считая, что зрителям они зачастую запоминаются больше.
«Интересно играть людей настоящих, живых, ведь в каждом человеке намешано и хорошего, и плохого. Но мир отрицательных персонажей — все-таки криминальный, а я живу по другим принципам. И также не раз говорил — я адвокат своей роли, потому что ищу мотивацию поступков героя. Так что если бываю убедителен — значит, я хороший актер!» — рассуждал Зайцев.
Артист был самокритичен, поэтому не всех озвученных им персонажей считал удачными. Так, в «Бесславных ублюдках» Зайцеву предстояло подарить голос герою Кристофа Вальца, но когда сменился режиссер, пришлось дублировать Брэда Питта.
«Я не был настроен на его персонаж, а потому не чувствовал ни актера, ни героя. Получилось невыразительно, какая-то казенная работа. Хотя нареканий в мой адрес не было, мне самому она активно не нравится. Жалею, что тогда не отказался», — сетовал Владимир Иванович.
«Молодежка»
Зайцев играл Скворцова в «Операх» и адвоката Мельникова в «Убойной силе», был Скоробогатовым в «Леснике» и Рошфором в экранизации «Трех мушкетеров» Жигунова, однако многие полюбили его за образ директора клуба Казанцева из «Молодежки».
«Это абсолютно наш проект, наша идея, а не какая-нибудь калька с зарубежных сериалов. Это проект про наших людей, написанный очень просто, и, что самое поразительное, он смотрибельный для всей семьи. Я помню, как вышел из автосалона, ко мне подошел мужчина и сказал: „Можно сфотографироваться?“ Его 12-летняя дочка стояла рядом, у нее сияли глаза. Каждый из них смотрел сериал со своим интересом», — рассуждал артист.
Сериал закончился в 2019-м, и Зайцев успел сняться в фильме «Француз», сериалах «Елизавета» и «Красная зона», прежде чем для «Молодежки» решили создать продолжение. Персонаж Владимира Ивановича остался в проекте, а вот многие молодые артисты исчезли из каста. «Дело не в том, что не вернулись, а в том, что это не должно было стать скучным повтором. И потом — ребята, которые снимались, выросли. Они уже совсем не дети, и их персонажи тоже должны были вырасти. Они уже все чемпионы мира, крутые хоккеисты, которые в Канаде играют, что уже показывать? Это не очень интересно публике», — пояснял актер.
К слову, Зайцев не раз говорил, что не похож на Вадима Казанцева, с которым его неизбежно ассоциируют в последние годы.
«Не сразу удалось под него адаптироваться, потому что это моя абсолютная противоположность: он хваткий, умный, предприимчивый человек. Абсолютный мастер выживания в любой ситуации и абсолютный мастер выхода из самого безвыходного положения. Я совершенно не такой, даже при всей своей уральской закалке.
И, надо сказать честно, в седьмом сезоне он изменился. Не кардинально, но заметно шагнул в лучшую сторону. На мой взгляд, это не очень хорошо, потому что все-таки его конфликтность и острота базируются на том, что он вот такой говнюк. Но думаю, что менее интересным для зрителей он не стал», — резюмировал Зайцев.
История любви
Актер мало говорил о первой жене Галине. Когда брак затрещал по швам и артист задумался о разводе, катализатором к действию послужила встреча в стенах театра с коллегой по цеху Татьяной Шумовой. Вот только она тоже не была свободна.
«Да, я был женат, но у нас возникла химия. Это был настоящий дар небес. К тому же, и Татьяна была замужем, у нее была маленькая дочь. Когда я понял, что с ее стороны чувства тоже серьезные, что это не забава, то решил взять на себя ответственность. Я понимал, что она идет на куда большие жертвы. Она по сути теряла семью. В моей же семье все это уже назревало», — признавался Зайцев в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
Татьяна не сразу решилась уйти из семьи, а когда все же разрушила свой брак, не спешила выходить замуж за возлюбленного. Зайцев отнесся к дочке избранницы Лиде как к родной, начав воспитывать ее с восьмилетнего возраста. В дальнейшем у пары родился общий сын Иван, и когда мальчику было четыре, его мама с папой наконец расписались.
«Свидетельницей со стороны жены была наша дочь, а еще нас сын сопровождал. Мы просто расписались. Во время церемонии работница загса спросила у меня, хорошо ли я подумал. Я обернулся к сыну и говорю ему: „Сын, мы с тобой хорошо подумали? Берем маму в жены?“ Было очень смешно», — делился актер.
Супруги служили в одном театре и даже встречались на площадке «Молодежки», что не повлияло на крепость их союза. Интересно, что дети пары отучились на экономистов, но затем все же прониклись творческими профессиями: Лидия занялась дизайном интерьеров, ну а Ваня начал сниматься в кино — сын Владимира Зайцева засветился в «Подольских курсантах», сериалах «Вероника» и «Бумеранг».