Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Александр Митрошенков: «Мы в Европе — номер один!»

Телевидение или Интернет — за кем останется победа? Еще несколько лет назад на этот вопрос отвечали однозначно: будущее за Всемирной паутиной. Что изменилось и на кого следует ставить в этой борьбе, рассказал продюсер Александр Митрошенков.

27 сентября 2020 20:3003 088
Александр Митрошенков: «Мы в Европе — номер один!»
Александр Митрошенков

На счету у Александра Викторовича десятки передач, нашедших отклик у зрителей и ставших мегапопулярными. Он работает над ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир», «Привет, Андрей!», легендарной детской программой «Спокойной ночи, малыши!», семейной передачей «Когда все дома с Тимуром Кизяковым» и многими другими.

Сегодня медиамагнату исполняется 63 года, он крепко стоит у руля, выбирая верный курс. В интервью «СтарХиту» он рассказал, как относится к блогерам, предрек наступление эры актуального телевидения, поговорил об ошибках, которых не смогли избежать руководители телеканалов.

Поздравляем с днем рождения, Александр Викторович! Будете отмечать?

У меня традиция: в день своего рождения стараюсь организовать для друзей и близких посещение значимого культурного мероприятия. Например, однажды таким событием стала премьера знаменитого балета «Драгоценности» Джорджа Баланчина в Большом театре. В другой раз — открытие выставки Валентина Серова в Третьяковской галерее. Были концерты таких маэстро, как Владимир Спиваков и Юрий Башмет. Я считаю, это и есть настоящий праздник, когда запоминаешь не красивые тосты, а уникальное событие, отражающее эпоху, в которой ты живешь.

Александр Митрошенков: «Мы в Европе — номер один!»
Александра Викторовича связывает многолетняя дружба с маэстро Юрием Башметом

Но, получается, что подарок не Вам, а гостям. В этом году — это...

Да, наверное, мои дни рождения для многих стали поводом погрузиться в мир искусства, в мир талантливых людей. В этом году я пригласил в гости оперную диву — Хиблу Герзмаву. Мировое сопрано. Она даст концерт в самом большом частном музее в Европе Давида Якобашвили. У нас предусмотрены жесткие условия размещения гостей, соответствующие нынешним социальным нормам. В этот вечер я жду много друзей: это коллеги по телевидению, журналисты, в том числе главные редакторы главных газет: «МК», где я когда-то начинал, «Комсомольской правды».

Этот год стал для всей планеты особенным. Коронавирус изменил очень многое в нашем привычном укладе. Заставил ли он Вас что-то пересмотреть в своей жизни?

Год действительно тяжелый. Но мои программы ни на день не выпадали из эфира. Ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир» выходило в реальном прямом эфире и было посвящено самым актуальным темам. Продолжали мы снимать и программу «Спокойной ночи, малыши!», и «С добрым утром, малыши!». Потребовалась колоссальная перестройка всех телекомпаний: студии были оборудованы специальными приборами, создающими антивирусную атмосферу. Наши звукотехники, надевающие на героев звуковую гарнитуру, были похожи на космонавтов в скафандрах. Когда к нам на «Привет, Андрей!» пришел больной коронавирусом Лев Лещенко (в тот момент он сам не знал, что является носителем, и провел три часа на съемках), не заболел ни один человек! Мы придумали ход, который оказался гениальным: вместо людей в массовке стали «сажать»... портреты. То есть предложили всем нашим телезрителям прислать свою фотографию, распечатывали их в большом масштабе и таким образом получали «живой» зал. Многим нравилось, что Андрей Малахов, который считается ведущим номер один в стране, именно рядом с их портретом выходит в эфир.

Впечатляет!

Абсолютно с вами согласен. Для себя понял следующее: если хочешь, чтобы твоя компания снимала хорошие программы и люди не болели, надо самому соблюдать все меры безопасности — элементарно носить маски, перчатки.

Александр Митрошенков: «Мы в Европе — номер один!»
Поймать тренд? Для Митрошенкова это не составляет проблемы!

Александр Викторович, Вы в телевизионном бизнесе уже около 30 лет. Не потеряли азарт?

В центре моих интересов всегда люди: юные и взрослые. «Спокойной ночи, малыши!», «С добрым утром, малыши!», «Когда все дома» — их интересно смотреть с родными и детьми. Сюда же относится и программа «Андрей Малахов. Прямой эфир», которую мы делаем много лет. Это не какие-то там «желтые истории», как считают некоторые. Если спросите, какой все-таки жанр у проекта, отвечу, что «Прямой эфир» — не ток-шоу, а скорее документальный сериал о нашей жизни. И Андрей Малахов, и его команда во главе со Светланой Анохиной всегда оказывается в гуще событий. Причем Андрей искренне сопереживает своим героям. Именно поэтому люди, которые обычно не готовы делиться самым сокровенным, зачастую открываются перед ним. Посмотрите, последние истории. Что произошло с певицей Валентиной Легкоступовой? Совсем недавно она связала жизнь с новым мужчиной — Юрием Фирсовым. Только он находился рядом с ней в момент, когда произошла трагедия, и смог откровенно рассказать в нашей программе о событиях, которые привели к смерти певицы. Или нашумевшая история Михаила Ефремова. В прямом эфире ток-шоу адвокат Александр Добровинский вызвался представлять семью пострадавшего, причем бесплатно, что было очень важно для людей, которые потеряли близкого человека. Как мы освещали эту историю? Старались дать слово и тем, кто в тот момент ненавидел актера за то, что он совершил, и его друзьям, которые относились к нему с состраданием. Стремление соблюсти баланс я бы назвал разномыслием. Это присуще проекту «Андрей Малахов. Прямой эфир», как социальной программе. Как в свое время заметил Мережковский: «Если бы современная Россия исчезла с лица земли, то по произведениям Чехова можно было бы восстановить картину русского быта в конце XIX века…» Вот цель, которую мы ставим! Актуальное отражение современной жизни в России с помощью новейших телевизионных средств. Актуальность характерна для всех моих проектов.

Я знаю, что, кроме таких острых программ, Вы производите, например, выпуски прогнозов погоды? Это не скучно для Вас?

Знаете, первым проектом, который научил меня тому, что телевидение — это здесь и сейчас, стал именно прогноз погоды. Дело в том, что погода всегда в центре внимания каждого из зрителей. И это вовсе не про «брать ли с собой зонтик». Как не попасть в аварию на скользкой дороге? Каким будет урожай? И даже то, что сегодня тревожит абсолютно каждого, — как будет распространяться коронавирус? Погода становится главным ньюсмейкером. Наша телепогода сегодня лучше, чем на многих европейских каналах. В профессиональных конкурсах, которые проходят во Франции, мы традиционно попадали в тройку лучших мировых выпусков метеопрограмм. К сожалению, в этом году не стало одного из членов нашей большой команды Метео ТВ — замечательного ведущего Александра Беляева, профессора и ученого. Он говорил о тектонических изменениях климата еще 20 лет назад! Он видел условия, по которым определял, каким будет лето и зима. Поэтому ему верили. У Александра Беляева остался достойный ученик, тоже выпускник географического факультета МГУ, Института географии Академии наук — Андрей Скворцов.

Вы упомянули ситуацию с коронавирусом. Знаете, что меня пугает? У меня мама врач, и, по ее словам, никто пока не в силах предсказать, как он может мутировать...

Почему врачи так напуганы? К слову о погоде, сейчас осень, похолодание. У нас в большинстве домов вовремя не включают отопление. Начнется сезон гриппа, а вместе с ним и новая волна пандемии.

Собянин сказал, что отопление в жилых домах дадут в этом сезоне раньше обычного.

Очень хотелось бы верить. Погода для меня — целая индустрия. Мы делаем десятки метеовыпусков в день на разных каналах. Телевидение должно быть интересно людям, даже прогноз погоды обязан держать у экрана — и нам это с успехом удается!

Александр Митрошенков: «Мы в Европе — номер один!»
Проекты продюсера завоевали более 50 наград «ТЭФИ»

Да, сегодня прогноз погоды можно в любой момент посмотреть в Интернете. Скажите, Вы не устали от постоянных разговоров о смерти телевидения и главенстве Интернета?

Я бы не ставил вопрос о том, что победит: телевидение или Интернет. Есть такое понятие, как актуальность информации. Более того, острота взглядов героев и экспертов. И если твой проект соответствует этим критериям, пестрит злободневными темами и свежими выводами спикеров, то зритель будет его смотреть. И учитывая, что телепрограммы — более дорогой и качественный продукт, то смотреть их зрителю интереснее. Даже на смартфоне. Простой пример с Японией. Она опережает Россию в области современных технологий на 5-7 лет. Что было в Японии 5 лет назад? Телевидение и не думало сдавать позиции. Взгляды зрителей просто переключились с обычных телемониторов в гаджеты. Люди в метро вместо чтения газет стали просто смотреть передачи на телефонах с большим экраном, айпадах и т.д. Что важно? В этой ситуации меняется принцип: мелкие планы сменяют крупные, звуковая информация сопровождается текстом, который накладывается на видео. Когда я пять лет назад впервые увидел это в Японии, поставил задачу своей компании «Меркатор», занимающейся инфографикой, научиться трансформировать речь человека в экранный текст в реальном времени. Сейчас в программе «60 минут» мы регулярно видим, как высказывание политика в студии оперативно выводится на экран, что позволяет задержать на нем внимание. Сейчас меняется язык телевидения, заимствуются форматы и методы из соцсетей, расширяются возможности. Интерес зрителя при этом сохраняется. Да и само телевидение с его качественной картинкой будет все больше проникать в Интернет. Уверен, такие крупные компании как Яндекс, Mail.ru, МТС, Билайн вскоре начнут инвестировать в телепроизводство. При этом побеждать будет только тот, у кого талантливее команда, чьи смелые идеи и технические возможности позволяют экспериментировать. Соревнование пойдет не между телевидением и Интернетом, а между лучшими командами. Пример этому канал «Россия 1», у которого последние четыре года — самая большая аудитория в стране. Почему? Они самые актуальные. От общественно-политической программы с Ольгой Скабеевой и Евгением Поповым «60 минут» до развлекательного шоу «Привет, Андрей!». Успех «России 1» — показатель того, что у телевидения впереди еще тысячи возможностей.

Значит, можно сказать, что телевидение сейчас «на коне»?

Я считаю наше телевидение одним из лучших в Европе. Мы создали уникальные студии. Так, двухчасовое шоу «Привет, Андрей!» снимается практически в режиме реального времени. Во многом это возможно благодаря сильной команде: продюсерам Наталье Голькович, Михаилу Шаронину, режиссеру Сергею Широкову. Я уверен, что если возникнет задача создать новогодний огонек в прямом эфире, а не готовить выпуск за пять месяцев, как сейчас, то мы и с этим справимся. Наши творческие и технические возможности практически безграничны. И здесь я снова должен подчеркнуть актуальность контента. Даже в развлекательном субботнем шоу мы все равно говорим про жизнь и стремимся отражать актуальные события. Например, когда не стало Юлии Началовой, то через несколько часов вышла передача, посвященная ее творчеству и жизни. Поэтому передачи Андрея Малахова после выпуска на канале набирают рекордные просмотры еще и в Сети.

Александр Митрошенков: «Мы в Европе — номер один!»
Гостями программ известного продюсера всегда становятся топовые звезды

Да-да, я знаю.

Кстати, в наших передачах мы никогда ничего не вырезаем. Это жесткая позиция. Именно такой подход позволяет телевидению легко конкурировать с Интернетом, даже жить в нем. А если исходить из принципов построения старых программ с дешевыми, примитивными студиями, традиционными репортажами, конечно, такое телевидение мало кому интересно. Приведу простой пример. У нас на «Карусели» утром идет детская передача «С добрым утром, малыши!» с любимыми детьми Хрюшей и Степашкой. Музыку для нее написал Сергей Шнуров. Многие спрашивают: «Как же вы решились доверить музыку Шнурову?». Я отвечаю: «Если вы думаете, что Шнуров для детей пишет песни с матом, то вы сошли с ума. Он нормальный, вменяемый взрослый. Дети его любят. Он с ними вежливый и ласковый». Поэтому песня получилась хорошая, зажигательная. Тем не менее, многие крутили пальцем у виска, но в итоге мы победили, ведь эту передачу смотрят. А еще я привлекаю в телевизор очень много спонсоров. Именно деньги делают телевидение независимым и современным. Один из них — компания Pfizer — крупнейший медицинский гигант США.

Следите ли за популярными проектами на YouTube? Какие форматы Вам больше по душе: шоу Comment out или «Что было дальше?», интервью Юрия Дудя или Дмитрия Гордона, новостные выпуски Ксении Собчак или Алексея Пивоварова? Возможно, кто-то нравится из блогеров? Взять, например, звезд Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) Настю Ивлееву или Иду Галич...

В силу профессии смотрю все. Что-то нравится, что-то не очень.

Мы с Вами в одной позиции. Но что Вам конкретно нравится?

Объясню подробнее: у меня нет понятия «нравится или не нравится». Повторюсь, вынужден смотреть все. Просто могу говорить, где больше успеха, а где меньше. С чем это связано? Думаю, в какой-то момент на телевидении перестали уделять внимание документальному кино как отражению реальной жизни. Один из великих учителей этого жанра — Лев Николаев. Острый политический период, манифестации на Болотной площади, люди устали от политики, и требовалось больше развлекательных программ. Сейчас обратная реакция — растет интерес к реальной жизни, документальным историям, возникают дискуссии, связанные с историческими поворотами в судьбе России. И все то, что не освещает телевидение, берут на себя новые журналисты. Мне слово «блогер» не нравится. Я бы сказал, что Дудь — сильный журналист. И я совершенно не удивлюсь что, когда телевидение активно вернется к серьезной журналистике и документальному кино, Дудь окажется ведущим программы не в Интернете, а на телеканале. Аналогична ситуация с Собчак, у которой есть своя история в соцсетях и на телевидении. Но я считаю (впрочем, это видно и в соцопросах) реальный властитель дум не кто-то из них, а Андрей Малахов.

Александр Митрошенков: «Мы в Европе — номер один!»
Юрий Дудь — один из самых известных интервьюеров на просторах YouTube

Меня поразил эффект фильма Дудя про ВИЧ. Поднялась огромная волна обсуждений, к тому же в несколько раз увеличилось количество сданных тестов. Почему этот проект стал такой бомбой — все эти люди раньше не осознавали масштаб проблемы?

Был такой президент Академии наук Валентин Покровский. У него был сын Вадим Покровский, который, собственно, и занимался ВИЧ — он создал первую лабораторию в России. А я, как журналист, делал репортажи про чуму XXI века, не зная до конца, что это такое. А потом вместе с учеными и медиками мы узнавали все больше и больше про эту болезнь. Я присутствовал на многих медицинских процедурах и даже видел, как умирают зараженные ВИЧ пациенты. Это очень страшно, и я рад, что Дудь настолько мастерски подал материал, что тот стал интересен молодым людям. Наверное, если бы он снимал что-нибудь про космос, люди бы заново узнавали про полет Гагарина. На главных каналах появилось много политических, развлекательных ток-шоу, а документалка, к сожалению, стала исчезать. Я уже упоминал Льва Николаева. Мы вместе создали уникальную телекомпанию. Практически каждый год она получала за свои проекты премию «ТЭФИ».

Александр Митрошенков: «Мы в Европе — номер один!»
Свой путь Александр Викторович начинал в газете «Московский комсомолец»

А сколько всего у Вас «ТЭФИ», считали?

Мои проекты получили больше 50 наград. «ТЭФИ» — заслуга команды, которая делала замечательные проекты, оказавшиеся успешными. Многие из них как раз связаны с документальными фильмами, которые делал Лев Николаев. Его сейчас очень не хватает. Вот этот вакуум и заполнил Юрий Дудь, чему я рад. Потому что документальные проекты делать дорого, сложно!.. К сожалению, на телевидении развивается система «кальки». У телевидения ведь свои болезни. Появляется один проект с танцами. На канале «Россия 1» танцуют. Потом танцуют и на Первом, и на ТНТ. Где-то стартует судебное шоу, то же самое происходит и на другой кнопке. Я считаю, это трагическая ошибка. Будущее за тем, что каналы изобретают сами. Кто первый придумает что-то новое, тот и добьется успеха. Поэтому я желаю всем своим коллегам на телевидении, никогда ни за кем ничего не повторять.

Смотрели новое шоу Дмитрия Нагиева на YouTube? Не претендую на экспертность мнения, но мне кажется, что это не самый удачный его проект.

Еще нет, но посмотрю обязательно.

Интересно, завоюет ли он свою аудиторию и на этой площадке, ведь не всем телевизионным профессионалам удается реализовать себя в Сети.

Телепроекты могут и не получаться. Такое бывает. Есть великолепный актер, пародист Максим Галкин. Он очень тонкий, умный человек. Он пытался сделать новую оригинальную программу, снимая у себя дома. Но передача не пошла. При этом его концерты протяженностью в несколько вечеров бьют все рейтинги. Телевидение заслужило право на неудачу. Чтобы не бояться Интернета и соцсетей, телевидение должно вечно экспериментировать. Посмотрите на судьбу одного из выдающихся людей, с которым меня связывала большая дружба — Владислава Листьева. Он создал программу «Поле Чудес». Пускай это была калька западного проекта, но он не побоялся сделать собственную передачу, которая сегодня уже не игра даже, а шоу Леонида Якубовича. Так вот, Листьев тогда стал звездой и тут же ушел из проекта. Зачем? Делать новую программу «Тема». Снова оглушительный успех. А он уже взялся за следующий — «Час Пик», после которого, к сожалению, трагически погиб. Но у него было постоянное желание открыть и себя, и новое направление телевидения. Поэтому так важно не копировать у конкурентов, а изобретать что-то новое, как это делал Листьев. Кстати, если вернуться к «ТЭФИ», одним из тех, кто когда-то вместе с Владимиром Познером основал Академию российского телевидения, учредившую эту премию, был Владислав Листьев. И я думаю, что сегодня он бы не был доволен тем, как проходит вручение наград. Соревнования западных форматов, купленных по лицензии, вряд ли можно считать актуальным телевидением.

Так кто победит?

Отвечу так: в Европе победит российское телевидение!

Виктор Шкулев, президент Hearst Shkulev Publishing

Александр! У тебя, как у телевизионного продюсера, счастливая судьба. В твоих проектах работали и работают самые яркие звезды: Оксана Федорова, Ольга Скабеева и Евгений Попов, Анна Михалкова, Андрей Малахов, Юрий Башмет, Федор Бондарчук, Тимур и Елена Кизяковы, Андрей Григорьев-Апполонов, Андрей Норкин, Николай Сванидзе, Игорь Верник, Николай Басков, Николай Валуев, Лидия Вележева… Конечно, чтобы объединить этих людей, надо иметь бесконечное обаяние и талант продюсера, но даже этого мало. Главное — создавать проекты, которые будут востребованы и всенародно любимы: «Спокойной ночи, малыши!», «Андрей Малахов. Прямой эфир», «Искатели», «Когда все дома», «Привет, Андрей!» и многие-многие другие. Пусть на твоей жизненной орбите и дальше будут сиять звезды. И всегда зажигаются новые! С днем рождения!

Фото: Сергей Киселев, Кирилл Зыков/АГН «Москва», архив пресс-службы, кадр из фильма Юрия Дудя про ВИЧ/YouTube

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения