Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Дмитрий Глуховский: «Знаю, как стать бессмертным!»

4 сентября 2013 16:00016
Писателя до сих пор можно встретить в метро. Так он спасается от пробок
Писателя до сих пор можно встретить в метро. Так он спасается от пробок
Источник:
Дмитрий Дроздов

Мы встретились с Дмитрием Глуховским в центре столицы в бизнес-центре Москва-Сити. Прошли вместе через торговые павильоны, поднялись на 62-й этаж башни «Федерация», сели за столик ресторана Sixty. И за все это время в нашу сторону – ни одного взгляда, разве что невзначай: автора бестселлера «Метро 2033», переведенного на 35 языков мира, не узнают! Между тем только что вышел его новый роман «Будущее», который может оказаться еще интереснее.

Никогда не мечтал купить самолет

Дима, не обидно, что тебя не знают в лицо?

Это суперкомфортно. Узнаваемость – обуза. Бедный Стас Михайлов – ни в метро ему не поездить, ни в носу на публике поковырять. А у меня – идеальный уровень известности: в лицо никто не знает, по фото из книг меня идентифицировать невозможно, но книги мои почти все или читали, или что-то слышали. Писатель и не должен вещать из каждого чайника. Я не Лепс и не Лера Кудрявцева. Не хочу светиться на экранах телевизора. Зовут на ТВ, на шоу всякие часто – я отказываюсь. Не хочу быть селебрити. Я хочу, чтобы люди знали мои книги, а не меня.

У Донцовой, например, тиражи выше, чем у тебя, и в лицо ее знают…

У нее больше ста книг написано, и ни одного «Голубого огонька» без ее участия не проходит. Узнают – и ладно. Не глупо ли с ней соревноваться? Вон Шилова еще много пишет, Устинова, а я тут при чем?

У вас в писательской тусовке свой мир шоу-бизнеса получается. Со своей Примадонной…

Это ты про Донцову?

Да. А себя с кем ассоциируешь?

Точно не с персонажами из шоу-бизнеса. Я всегда рок-звездой хотел быть.

Неизвестных рок-звезд не бывает!

Есть разница. Шоу-бизнес – это про шоу и про бизнес. Про то, как притворяться, и про то, как из народа деньги выжимать. А рок-звезды творят, что хотят.

Тебе что, деньги не нужны? Заработал на всю оставшуюся жизнь?!

Послушайте! Я живой человек, и деньги необходимы мне для выживания. Но я умею выживать на подножном корму. В 17 лет я уехал из родительского дома, поступил учиться и стал жить отдельно. Мне сейчас 34 года. До 30 лет я обитал в общежитиях и в съемных квартирах-студиях площадью в 20 кв. м. Потом было 50 метров – отлично! Сейчас квартира побольше. У меня нет сумасшедших материальных запросов. Слишком большая собственность обременяет. И она бесполезна. Я понимаю, как можно обжить 300 квадратных метров, но как обжить 1000 – нет! У меня есть машина, квартира. Я могу ездить за границу. Достаточно. Никогда не мечтал купить самолет или яхту. Если будет нужно, раз в год на неделю арендую для семьи парусник.

Думаю, твой новый роман, который 1 сентября появился на прилавках, прочтут многие, хотя он и не похож на «Метро 2033». Представь: спускаешься ты в метро, а там все с «Будущим» в руках сидят…

Ну и прекрасно. Чем больше людей прочтут – тем веселее. Я не из тех авторов, кто стремится писать для элиты. Мои книги – оружие массового поражения. В новой я сделал попытку заглянуть в будущее, когда человечество победит смерть и планета окажется перенаселена. «Метро 2033» начал писать в 17 лет, когда каждый день ездил в метро, увлекался пост-апокалиптическими книгами, кино и играми. «Метро» получилось странной книгой – вроде бы мрачно, но романтично. А «Будущее» – жесткая антиутопия. Идею я обдумывал еще 10 лет назад, но написать получилось после того, как стал отцом. Только испытав это на себе, я смог рассуждать о мужской любви к своему ребенку – не безусловной, а приобретаемой. Вопрос, актуальный для 30-летних: жить, бесконечно удовлетворяя себя, занимаясь спортом, карьерой, или поставить крест на эгоизме, чтобы дать жизнь другому человеку. А в «Будущем» из-за перенаселения за ребенка приходится расплачиваться вечной молодостью. Мой герой должен принять сложное решение…

Гарантия бессмертия писателя – попасть в школьные учебники, считает Дмитрий Глуховский
Гарантия бессмертия писателя – попасть в школьные учебники, считает Дмитрий Глуховский
Источник:
Дмитрий Дроздов

Джонни Депп все-таки!

Твоя книга в бумажной обложке стоит 370 рублей, в картонной – 420. Цена – разумная, роман – захватывающий. Но разве бумажная книга не умирает?

За два последних года продажи художественной литературы, как говорят издатели, сократились примерно на треть. Книжные магазины закрываются. Народ читает с электронных носителей, выкачивая книги из пиратских библиотек.

И если 1 сентября «Будущее» было в магазинах, значит…

Кто-то из тех, кто купил книгу, на следующий же день отсканирует и выложит ее в Сеть. Но я этого не боюсь. Поэтому и публикую третий месяц главы книги в «СтарХите», и выкладываю их в официальную группу «ВКонтакте». Пусть читают! Думаю, один из десяти, прочитавших книгу бесплатно в Сети, потом купит ее на бумаге. «Метро» же купили шестьсот тысяч человек, хотя книга до сих пор лежит бесплатно на официальном сайте. Первый тираж «Будущего» – тысяч шестьдесят, кажется.

А сам бумажные книги читаешь?

Знакомлюсь с текстом в электронном виде, если цепляет – покупаю книгу. Сейчас перечитываю «День опричника» Сорокина, до этого читал «Благоволительницы» Джонатана Литтела, Гэтсби перечитывал, «Игру престолов» Джорджа Мартина на английском…

Хит продаж «50 оттенков серого» в этом списке есть?

Ох, три раза открывал эту книгу в аэропорту. Честно пытался прочесть, но там ведь бессмысленные бессвязные диалоги, беспомощно написанные… Не смог себя заставить.

На тусовки тоже не можешь себя заставить ходить?

Скучно. Может, со стороны кажется, что им там очень весело и гламурно, но это все фотошоп. Единственное, куда ходил раньше – «Пионерские чтения» (журнал «Русский пионер» собирает известных людей для обсуждения заранее придуманной темы. – Прим. «СтарХита»). Да, еще однажды вел в Москве пресс-конференцию с Джонни Деппом и Пенелопой Крус. Случайно. Предложили, не смог отказаться. Я что, не живой человек, что ли? Джонни Депп все-таки! Да что там Депп – Пенелопа! Я выбираю для общения тех, с кем есть о чем говорить. Приятельствую с Тимуром Бекмамбетовым, Павлом Санаевым, Захаром Прилепиным, Ильей Стоговым и Сергеем Шаргуновым. Из известных личностей, наверное, все.

Гарантия бессмертия

Дима, знаю, голливудская студия MGM купила у тебя права на экранизацию «Метро 2033». Теперь очередь за «Будущим»?

Купили, но прошел год, а новостей нет. Это – долгий процесс. Что касается «Будущего»… Если мечтать, то я бы доверил фильм Ридли Скотту, так как книга немного напоминает по духу «Бегущего по лезвию бритвы», или братьям Вачовски, которые снимали «Матрицу». Наши не справятся с таким проектом.

Признайся, хочется, чтобы старшеклассники изучали тебя на уроках литературы?

Как раз недавно думал об этом! Единственная гарантия бессмертия для писателя – попасть в школьную программу.

И какой отрывок рекомендуешь рассмотреть на роль «несгораемого»?

Мне кажется, в романе «Сумерки» есть занимательный момент, когда герой едет на троллейбусе по зимней Москве и через кружок, который он «продышал» в замерзшем окне, видит памятник воину-освободителю. И размышляет, почему с каждым годом празднование Победы становится все более помпезным. Из «Будущего» можно взять кусок, когда герой год сидит в одиночной камере и у него смешиваются события, через которые он прошел, и те, что увидел во сне. Возникает поток сознания…

Можно, кстати, еще улицу твоим именем назвать. Какую бы предпочел?

Я когда-то жил на Кутузовском проспекте, пожалуй, буду не против, если его в честь меня переименуют. Но лучше – Красную площадь.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения