Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Hauschka и Кирилл Рихтер приготовили сюрприз для поклонников

Восьмой новогодний концерт фестиваля SOUND UP пройдет 1 декабря в Большом колонном зале Домов Союзов.

27 ноября 2016 11:440
Фолькер Бертельманн
Фолькер Бертельманн
Источник:
Пресс-служба

Немецкий пианист и композитор Фолькер Бертельманн (Hauschka) — одна из самых заметных фигур новой музыки, возникшей на стыке между академической традицией и поп-культурой.

Сейчас Бертельманн, взявший себе псевдоним в честь не самого известного австрийского композитора XIX века, ассоциируется с музыкой для «подготовленного фортепиано» — классическим роялем, между струнами которого зажаты различные предметы в диапазоне от кусочков бумаги и фольги до столовых приборов. Этот, по сути, новый инструмент, полученный модернизацией старого, во второй половине XX века изобрел великий визионер и новатор академической музыки Джон Кейдж. Hauschka, записавший с десяток альбомов интригующих пьес для кейджевского изобретения, является одним из самых известных популяризаторов «подготовленного фортепиано» в новом столетии.

Фолькер, прошедший школу хип-хопа, следует за Кейджем — под его пальцами фортепиано превращается в целый оркестр ударных инструментов, который способен выдавать как сочный грув, так и затейливую полиритмию.

На все гастроли с собой Hauschka возит «волшебную сумку», где собраны самые неожиданные предметы для препарирования фортепиано: теннисные мячики, бутылки, детские бубны, коробочки с тик-таком, крышки от банок, бусы, бубенчики, колокольчики, изоленту и многое другое. Под изумленными взглядами публики на концерте он по очереди извлекает все эти аксессуары, и звук рояля мгновенно преображается.

Hauschka: «Мой творческий метод вызывает много вопросов у таможенников — конечно, смешно и странно, что мне приходится возить с собой коллекцию крышек от бутылок! Но это совершенно неизбежно — большинство предметов из моего арсенала сложно заменить. Дело в том, что везде разные стандарты производства — в некоторых странах все крышки только из пластика, или только из алюминия, или из каких-то сплавов. Или изолента: она бывает очень непрочной, а бывает похожа на ткань — и это кардинально меняет звук!»

КИРИЛЛ РИХТЕР

Кирилл Рихтер
Кирилл Рихтер
Источник:
Пресс-служба

Композиторское портфолио Кирилла Рихтера начинается с фортепианных вальсов, собранных в цикл «На пути к возлюбленному городу». Простые, подвижные и эмоциональные пьесы неизменно впечатляют слушателей. Автор, больше всего ценящий в музыке искренность и энергетику, полагает, что причина их популярности у слушателей в том особом чувстве, с которым он играет свои произведения. «Моя музыка – саундтрек к жизни, к моментам, которые случались со мной, – объясняет Кирилл Рихтер. – Истории, которые я рассказываю, каким-то образом находят отклик и в других жизнях. Именно тогда рождается чувство, будто мы все говорим на одном языке».

Выложив несколько записей своих вальсов на SoundCloud, молодой композитор получил предложение от шведского лейбла 1631 Recordings выпустить дебютный альбом, который и записывает сейчас в московской студии. Однако для него эта музыка уже принадлежит прошлому: он больше увлечен совместной работой с виолончелистом Августом Крепаком и скрипачкой Аленой Зиновьевой. Опытные музыканты, переигравшие все – от барочной музыки до Шнитке, – неподдельно увлеклись музыкой молодого композитора. Вместе с ними Кирилл Рихтер экспериментирует со звукоизвлечением классических инструментов в экспрессивных минималистских трио.

«Сейчас я сознательно отказываюсь от электроники. Меня интересуют пределы тембральных возможностей акустических инструментов. Как добиться того, чтобы скрипка звучала, как электрогитара? Как получить звук, похожий на бьющееся стекло? Как добиться вибрирующего щелчка, который издавала большая стрелка пластиковых китайских часов из моего детства?»

Оставаясь искренними историями из жизни, новые сочинения Кирилла Рихтера, которые прозвучат в Доме Союзов в рамках фестиваля SOUND UP и войдут в его следующий альбом «CHRONOS», касаются тем, находящихся где-то между метафизикой и диалектикой.

«Можно ли победить время, договориться с ним, как с живым существом? Как зафиксировать вечно движущийся и изменяющийся ход истории? Как выразить механистичность мира и его подчинение физическим законам? – коротко пересказывает композитор сюжеты своих новых сочинений и обаятельно улыбается. – Все же первое образование на меня сильно повлияло».

Подробнее читайте на сайте.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения