В телепроекте немало художественного вымысла: так, Ольга Воропаева жила вовсе не во Владивостоке, а в Благовещенске, да и к Вольфу Мессингу учиться поехала в Москву, а не в Петербург. Родилась девочка на станции Среднебелой Амурской области в семье педагога и начальника «Амурстроя». Бабушка Ольги Пелагея была травницей, дожившей до 103 лет.
«Лечила травами и молитвами, жила в селе Семиозерка Ивановского района, — рассказывала Ольга Мигунова. — В таком возрасте она ниточку в иголочку вдергивала сама. Дальневосточной травой „южный скручник“ лечила эпилепсию, к ней отовсюду приезжали люди. Подоит корову, попьет молочка, ляжет поспит и дальше принимает людей. Я маленькая не понимала: „Бабушка, народ стоит, а ты лежишь!“ Она мне: „Внучка, я и в два часа ночи народ принимаю, мне же надо отдохнуть“. В пять утра мы с ней ходили собирать траву. А дед был костоправом».
Вероятно, именно от бабушки Оля унаследовала экстрасенсорные способности, за которые ее и взял в ученицы Вольф Мессинг. Как телепат спас девушку и почему некоторые люди сомневаются, что она вообще была его воспитанницей? 23 февраля врачу-гипнологу исполняется 75, и мы рассказываем о ее удивительной судьбе.
Два гипнотизера?
Подростком Оля увлеклась рисованием, а на холст часто переносила образы из собственных снов. Порой девочка могла предсказывать будущее одноклассниц, — кого пригласят на танцы, кто выйдет замуж скоро — но не все доверяли пророчествам.
После восьмого класса Ольга Воропаева поступила в педагогическое училище, а поворотный момент в ее жизни наступил в 16: на концерте в Геленджике девушка увидела на сцене Вольфа Мессинга. Легендарный телепат велел брюнетке (тогда Оля еще не красила волосы в ярко-рыжий) покинуть зал, ведь она мешала ему сосредоточиться, мысленно желая провала.
На улице Вольф Григорьевич заявил сопровождавшей Олю маме, что девочке нужно на эстраду. Бросив фразу «приеду, и вы ее отпустите», телепат откланялся, а через пару месяцев действительно прилетел в Благовещенск и уговорил родителей отпустить дочку с ним в Москву. Гипноз это был или же доверие знаменитому экстрасенсу — неизвестно.
«Были совсем другие времена — советские, — поясняла спустя годы Ольга Мигунова. — Тогда ни о чем „таком“ никто не думал. Для моей мамы — директора школы и папы — крупного строителя — Вольф Григорьевич был мало того что авторитетом, но плюс еще и человеком в весьма почтенном возрасте, заподозрить его в том, что он воспользуется чьей-то неопытностью, было невозможно».
Ольга говорила, что готовила и прибиралась дома у учителя, помимо того что проходила у него обучение гипнозу и ясновидению. По словам Мигуновой, за концерт она получала три рубля. «Он был и сложный, и мягкий человек, — рассказывала Оля об учителе. — В целом, могу его назвать весьма требовательным. У него были свои фобии. Он боялся ездить в лифте и пугался черных кошек».
Знакомые уверяли, что огромное влияние на Ольгу оказал и амурский гипнотизер Вадим Кролик. «Оля была его ассистенткой, помогала на сцене. Помню, мы выступали в Архаре, когда посредине программы гипнотизеру стало плохо, и Ольга тогда сама довела концерт. Состоялась как артист. После этого уже сама стала гастролировать, — вспоминала одноклассница Мигуновой Нэлла Печерская. — Из Амурской области подруга поехала по другим городам, работала какое-то время в Магаданской области, оттуда перебралась в Москву».
Между семьей и магией
Ольга всегда с благодарностью отзывалась о Мессинге, однако не скрывала, что тот не был в восторге от перемен в ее личной жизни. Сперва Воропаева влюбилась в летчика-испытателя Владимира. Парень сделал девушке предложение, но свадьба не состоялась из-за трагедии — пилот погиб во время учений.
Позднее целительница встретила в Черемхове Валерия Мигунова, который, как нетрудно догадаться по фамилии, и стал мужем Ольги. Мессинг выступал против брака ученицы, считая, что она попросту растратит свой талант. «Он ревновал меня не как женщину, а как человека, в которого вкладывает много сил и который, по его мнению, этим неправильно распоряжается. Он не хотел, чтобы я выходила замуж, рожала», — поясняла экстрасенс.
Ольга не послушала наставника, вышла замуж и родила дочку Светлану. В раннем возрасте девочка тяжело заболела, но сумела выздороветь и впоследствии стала актрисой и режиссером. С супругом Мигунова счастлива уже полвека. «У нас абсолютное взаимопонимание, хоть мы и оба лидеры. Он — спокойный, я — реактивная… Знаете, охапки цветов, поклонники — все это приятно, но истинное счастье — возвращаться с гастролей домой и видеть плакат, где крупными буквами написано: „Мы так соскучились!“ — делилась экстрасенс.
После пяти лет совместной работы сотрудничество Ольги с Вольфом Григорьевичем закончилось, а в 1974-м гипнотизера не стало. Тем не менее и после смерти экстрасенс помогал ученице, вынужденной расплачиваться за свой дар. «В 46 умер отец, в 26 брат. Родная сестра на второй день после свадьбы сына скончалась в возрасте 56 лет. Я не смогла прилететь на свадьбу — а оказалась в результате на похоронах… Когда моей маме исполнилось 86, я, конечно, весь год очень нервничала, но ничего не предвещало несчастья, и за полтора месяца до ее 87-летия я уехала на гастроли в Казахстан. И вскоре мне позвонили — инфаркт, мамы больше нет», — откровенничала Ольга.
Сама целительница тоже не раз оказывалась на грани гибели. «У меня было 15 автомобильных катастроф и два инсульта, но я смогла восстановиться после пережитого…» — говорила Мигунова «СтарХиту».
В одиночестве Ольга работала в филармонии Благовещенска, а потом и Магадана, а помогая жителям Чукотки получила имя Белый Шаман — так экстрасенс и назвала книгу, которую экранизировали в 2020-м. Кроме того, Мигунова отучилась на психиатра и открыла центр нетрадиционной медицины, где проводила консультации для всех желающих.
Восхищение и критика
На могиле матери Ольга Мигунова поклялась, что больше не будет делать предсказаний, ведь это страшно, больно и не бесплатно, с точки зрения потерь близких и здоровья. Исключение пришлось сделать во время создания проекта «Ученица Мессинга»: экстрасенс сообщила Татьяне Чердынцевой, игравшей Мигунову в юности, что той стоит быть осторожнее на съемках 13 серии. В мистику актриса не верила, но изменила мнение, когда попала в аварию: у нее было смещение глазницы, чудом удалось восстановиться через несколько месяцев.
После выхода сериала Ольгу завалили письмами, а на ее гипнотерапию стали записываться желающие на месяцы вперед. Журналисты выяснили, что кодирование от алкоголизма по методу Мигуновой, к примеру, стоит 45 тысяч рублей, однако 100% гарантии результата лечебный центр не дает — мол, все зависит от мотивации человека.
Многие верили в экстрасенсорные способности женщины, однако нашлись и те, кто сомневался если не в ее даре, то в деталях биографии. Так, подруга Вольфа Мессинга и его ассистентки Валентины Ивановской Галина Пащенко утверждала, что в период с 1964-го по 1974-й ни разу не видела Ольгу рядом с телепатом, а однажды услышала от него фразу «У меня нет учеников!» Также Пащенко удивляло, что у Мигуновой нет фото с Мессингом. Галина считала, что надо бы проверить записи о работе целительницы в «Москонцерте». «Мессинг был очень щепетильным человеком, и вряд ли бы он согласился на нелегальный доход Мигуновой от поездок с ним. Эта история шита белыми нитками…» — заключила скептически настроенная Пащенко.