Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Давай за жизнь: как врачи спасали здоровье Николая Расторгуева

Певец продолжает активно выступать, ездит на гастроли, снимается в клипах. Для человека, в 2009 году перенесшего операцию по пересадке донорской почки, такие нагрузки — настоящее испытание.

262 048
Давай за жизнь: как врачи спасали здоровье Николая Расторгуева
Николай Расторгуев

Сын простого водителя и швеи из города Лыткарино Московской области добился колоссальных успехов в музыке. В 70-е Николай Расторгуев был вокалистом ВИА «Шестеро молодых», который в 1980-м вошел в состав ансамбля «Лейся, песня», позднее пел в «Рондо» и группе «ЧП». Ну а в 1989-м Расторгуев стал солистом созданного Игорем Матвиенко коллектива «Любэ», принесшего ему всероссийскую известность.

«Конь», «Комбат», «От Волги до Енисея» — сам Владимир Путин признавался, что уважает творчество группы. В 2002-м Николай Расторгуев получил звание народного артиста РФ, ну а в 2014-м учредил благотворительный фонд, занимающийся важными социальными проектами.

Благоприятно все складывалось и в семейной жизни артиста. Когда после 14 лет брака Николай остыл к супруге и влюбился в костюмера Наталью, Валентина Расторгуева не стала устраивать скандалов и с миром отпустила мужа к другой. Певец женился во второй раз, но не утратил связь с первенцем от Валентины, Павлом.

Отец двоих детей, любящий муж, известный артист — казалось, у Николая Расторгуева было все для счастья. Подводило звезду лишь здоровье... 21 февраля певец отмечает 65-летие, и мы рассказываем, как он победил в борьбе с серьезным недугом.

Первый тревожный звоночек

Давай за жизнь: как врачи спасали здоровье Николая Расторгуева
Артист не прервал концертной деятельности, когда ему диагностировали почечную недостаточность

Проблемы со здоровьем у певца начались в 2006 году: после отдыха на финском горнолыжном курорте Расторгуев вернулся в Москву с двусторонней пневмонией. Обследование показало запущенную хроническую почечную недостаточность, спасти жизнь Николаю Расторгуеву могла только пересадка органа. Поклонники, узнав о болезни кумира, предлагали безвозмездно отдать ему почку, но Николай Вячеславович отказался.

За границу оперироваться музыкант не поехал, встал в очередь на пересадку в России. В нашей стране эта операция бесплатная, однако ждать подходящего органа можно от недели до нескольких лет. После того как был поставлен окончательный диагноз, Расторгуев жил только благодаря «искусственной почке». На процедуру очищения крови — гемодиализа — он был вынужден ездить в ЦКБ как на работу — два–три раза в неделю. «Выглядел он как тяжелобольной человек, но вел себя по-мужски, не раскисал, — вспоминал заведующий отделением Алексей Юрьевич Денисов. — Процедуры переносил хорошо, медперсонал его очень любил».

Давай за жизнь: как врачи спасали здоровье Николая Расторгуева
Алексей Юрьевич Денисов отмечал, что Расторгуева обожал персонал ЦКБ

Несмотря на тяжелый диагноз и плохое самочувствие, певец не прекратил гастрольную деятельность, но старался выбирать города, где в местных больницах было специальное оборудование. «В 2006 году, когда Коля уже был на гемодиализе, мы прилетели в Болгарию, — рассказывал журналистам Павел Усанов, бас-гитарист группы «Любэ». — По медицинским показаниям ему нельзя было выступать. Местные врачи рекомендовали Коле вернуться в Москву, объясняли, что у них нет достаточного опыта, они могут и не справиться, если ему станет совсем плохо. Но Коля поехал и отработал концерт. Мы были поражены его готовностью рисковать ради зрителей, которые купили билеты, да и заботой о коллективе, который в противном случае остался бы без заработка».

Из больницы — в сауну

Давай за жизнь: как врачи спасали здоровье Николая Расторгуева
Поэт Михаил Андреев переживал за здоровье друга

В марте 2007 года группа «Любэ» и ее фронтмен приехали в Томск с концертом. Расторгуеву стало плохо, вызвали скорую. В областной клинической больнице звезду положили в общую палату, где гемодиализ делали еще девяти пациентам. «Все манипуляции переносил стойко, да еще и других больных поддерживал, — вспоминал медперсонал. — Четыре часа, которые шла процедура, Расторгуев смотрел на ноутбуке фильмы. Потом немного поспал, поблагодарил и ушел».

По словам близкого друга певца, поэта Михаила Андреева, как только Николай Вячеславович вышел за пределы клиники, так сразу поехал на концерт. «А потом, вместо того чтобы отдыхать, в сауну отправился, — добавлял Андреев. — Мы тогда с ним хорошо посидели, выпили. После парной Коля в бассейн нырял, в снег прыгал. Только следы от гемодиализа лейкопластырем заклеил — и вперед! Он весь такой — погулять, покуражиться!»

После подобного отдыха вокалист обычно снова попадал в больницу. Врачи готовы были помогать народному артисту без очереди. «Медики во всех городах всегда шли ему навстречу и делали все необходимое, — говорил басист Павел Усанов. — Часто нам звонили врачи, которые обижались, что Коля не обращается к ним за помощью. Предлагали процедуры, уникальные методики, говорили, что все сделают для него бесплатно, лишь бы он жил. Это настоящая народная любовь».

«Коля, поберегись!»

Давай за жизнь: как врачи спасали здоровье Николая Расторгуева
Ян Мойсюк провел операцию, спасшую артисту жизнь

Операцию Расторгуев ждал почти три года. «Николай надеялся, что почки еще заработают. Но нам сразу было понятно, что этого не произойдет. Он был очень тяжелым больным, жил на диализе, но к осознанию необходимости пересадки почки пришел только через два года. Для него открывались двери всех больниц. Дело даже не в том, что он известная личность, а в том, что он сразу вызывает теплые чувства к себе, и хочется помочь ему. Может быть, даже где-то превышая рамки своих должностных обязанностей», — признавался профессор Ян Геннадьевич Мойсюк.

21 апреля 2009 года в НИИ трансплантологии искусственных органов ему успешно пересадили почку. В первые месяцы пациентам рекомендуется спокойный образ жизни — велика вероятность отторжения донорского органа. Но Расторгуев уже в июне 2009 года пел на концерте на Красной площади.

«А в июле мы выступали на фестивале Зелена Гура в Польше, — отмечал Андрей Григорьев-Апполонов. — Мы с Колей много говорили о жизни, о здоровье, о работе. Для меня не было неожиданностью, что Николай ни на минуту не задумывался о том, чтобы перестать петь. В этом мы похожи, умрем на сцене».

Давай за жизнь: как врачи спасали здоровье Николая Расторгуева
Григорьев-Апполонов восхищался трудолюбием коллеги

Но врачи, спасшие Николаю однажды жизнь, надеются, что этого все же не случится. «В день рождения я хочу пожелать Николаю, чтобы он никогда не встретился с нами на профессиональной основе, — подчеркивал Алексей Денисов. — Пусть живет долго и счастливо».

Оперировавший звезду Ян Мойсюк отмечал, что не был против возвращения Расторгуева на сцену. «Я считаю, что пересаживаем мы органы не для того, чтобы человеку подарить еще несколько лет, а затем, чтобы он смог вернуться к своей привычной полноценной жизни. Я рад, что он работает. А еще на байке гоняет! Мне нравится, что он живет полноценной жизнью, — подчеркивал профессор. — Правда, когда я ему сделал первую небольшую операцию и зашел в палату, то первое, что он сделал — угостил меня сигаретой. Ну что было делать? Раскурили мы с ним трубку мира. Конечно, курить и пить вредно, но мы же все понимаем — решение принимает сам человек».

Врач отмечал, что расчетный показатель жизни донорской почки — семь–10 лет, но доктора никогда не дают гарантий. «Все может случиться. Часто пациенты теряют пересаженную почку по своей вине: бросают пить препараты, не вовремя сдают анализы, забывают прийти к врачу. Когда принималось решение, делать ли Коле пересадку, я, пожалуй, был единственным, кто в него верил. Многие именитые ученые были уверены, что он почку тут же потеряет, так как человек творческий и жить с ограничениями не сможет, будет нарушать все режимы. К счастью, контрольные показатели у Николая все время были идеальные — тьфу, тьфу, тьфу», — резюмировал профессор Мойсюк.

Жить сегодняшним днем

Давай за жизнь: как врачи спасали здоровье Николая Расторгуева
Семья поддерживала певца в непростой период

В последние годы разговоры о проблемах со здоровьем Николай Вячеславович старается пресекать. Он признается, что его порой доводят до белого каления публикации в СМИ. Так, в 2018-м музыкант услышал, что солист группы «Любэ» якобы в очередной раз поехал в Германию проводить процедуру гемодиализа. Эту информацию Расторгуев принял в штыки, как и сообщение о том, что у него случился сердечный приступ. «Чувствую себя замечательно!» — успокаивал артист поклонников.

Главное, что беспокоило близких музыканта — его привычка курить и пропускать стопку-другую в компании друзей. «За своим здоровьем Коля никогда особо не следил — ни до операции, ни после нее, — переживал Михаил Андреев. — Жена его то настоями отпаивает, то кашками кормит. А он съест, чтобы ее не расстраивать, а потом пойдет и винца выпьет или самогона. Выпивает и может увлечься. Мы просим его остановиться, поберечься, но он не слушает, живет сегодняшним днем. Живет как барин. Все за него делают другие, сам лишний раз не пошевелится. Я ему постоянно говорю: надо двигаться, ходить, но Коля только отмахивается. И лично меня такое отношение очень беспокоит».

Причины для переживаний у друзей имелись, ведь пересаженная Николаю Вячеславовичу почка могла отказать. «Гибель пересаженного органа не означает гибель пациента. Если такое случается, то человек снова возвращается к нам на диализ и ждет следующей пересадки, — пояснял «СтарХиту» Алексей Юрьевич Денисов. — Но, конечно, ничего хорошего в повторной пересадке нет — пациент может умереть и во время операции, и после нее…»

Давай за жизнь: как врачи спасали здоровье Николая Расторгуева
Артист занимается спортом, чтобы сохранить тонус и здоровье

Не стоит думать, что артист пренебрегал своим здоровьем и тратил все силы на творчество. «Отдых — это смена занятий, — заключил певец. — Я регулярно хожу в World Class, стараюсь поддерживать форму. Тренер составил для меня несколько программ занятий, которые я выполняю, чередуя по мере надобности. К своему рациону я тоже отношусь внимательно, но на диетах не сижу — это все полная хрень, составляющая большого бизнеса и один из многочисленных способов отъема денег у населения. Если я вижу, что набрал вес, на время сокращаю употребление углеводов: сахара, макарон, хлеба и так далее».

К радости поклонников, артист не планирует уходить со сцены. «Однажды наш музыкант спросил, какая у меня пенсия, и когда я назвал сумму, он сказал: «И как ты на это вообще живешь?» Точных цифр я уже не назову, не помню. Десятки тысяч? Ну вы что… Я знаю, что в Москве есть надбавка к пенсии, в частности, народным артистам РФ, а я все-таки народный. Но даже не знаю, оформлял я ее? Получаю или нет? Скажу одно: собираюсь выступать, пока в крышку гроба не забьют последний гвоздь, поэтому жить на пенсию для меня не актуально», — поделился Расторгуев в разговоре с журналистами в пресс-центре МИА «Россия сегодня».

Кстати, к 65-летнему юбилею музыкант собирается выпустить сборник лирических композиций на виниле, куда не войдут хиты «Атас», «Комбат» и «Опера». «Я выбрал то, что мне близко, — к лирике отношусь трепетно, и хотел издать такую компиляцию. Наверное, пришло время. С возрастом мы становимся сентиментальнее. Когда-то надо начинать», — заявил певец «Известиям».

Фото: Legion-Media, Таран Александр, Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru, личный архив, Facebook (запрещенная в России экстремистская организация).com, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация).com

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения