Сергей Филиппов появился на свет 24 июня 1912 года в семье портнихи и слесаря. По словам сына актера Юрия, биологическим папой Сергея Николаевича был управляющий саратовского завода — немецкий барон, вынужденный вернуться в Германию. Мастер Николай Георгиевич в этой версии являлся лишь отчимом Филиппова, с которым будущий артист не ладил.
Ушел отец Сергея на войну или же уехал на родину, но нелюбимый отчим в его жизни действительно возник. Из-за напряженной атмосферы дома мальчик плохо учился, проявляя интерес лишь к литературе и химии. Впрочем, любовь к лабораторным опытам привела к отчислению из школы — Филиппов умудрился создать едкий газ, из-за которого уроки отменили на несколько дней.
Лишившегося возможности доучиться старшеклассника попытались пристроить в ученики к пекарю, но юноша загубил тесто, за что вновь оказался на улице. Затем мама отдала сына на поруки краснодеревщику — дело вроде бы спорилось, пока Сергея Филиппова не занесло в кружок хореографии. Как же артистичный парень превратился в актера кино? О триумфе и трагедии Сергея Филиппова рассказываем в нашем материале.
Неудавшийся танцовщик
У Сергея Филиппова были все данные, чтобы стать премьером: чувство ритма, прыгучесть, длинные ноги. Педагоги посоветовали ему поступить в столичное училище, но так как набор туда уже закончился, абитуриент попал в ленинградский эстрадно-цирковой техникум.
Позднее артисту удалось устроиться в Театр оперы и балета. Казалось, пробил звездный час Филиппова — ему дали роль Кочегара в постановке «Красный мак». Увы, уже на четвертом представлении мужчине стало плохо — врачи диагностировали у него порок сердца, что поставило крест на танцевальной карьере.
Сергей Николаевич не отчаялся: он устроился в Театр-студию под руководством Федора Никитина, где занялся комедийными номерами. Особенно зрители полюбили зарисовку, в которой Филиппов с серьезным видом танцевал в балетной пачке, невольно отдавая дань своему недавнему прошлому.
Вскоре об уморительном артисте узнал режиссер Николай Акимов. Филиппов попал в Театр комедии, куда вскоре зрители спешили только из-за него. Позднее Леонид Гайдай отмечал, что сила таланта актера крылась в его умении играть всем, чем можно — глазами, бровями, носом.
Разумеется, мимо него не мог пройти кинематограф. Дебютировал артист в эпизодах фильмов «Соловей» и «За советскую родину», после чего его позвали в ленты «Станица дальняя» и «Новые похождения Швейка». Вскоре режиссеры поняли, что даже маленькие роли в исполнении Филиппова становятся запоминающимися. Для актера это стало своеобразным проклятьем: он говорил, что в нем видят приправу для пресного, но не основное блюдо.
Тем не менее слава артиста росла с каждым фильмом: он блестяще сыграл капрала-скорохода в «Золушке», а в «Укротительнице тигров» не побоялся зайти в клетку с хищниками, изображая Казимира Алмазова. Самовлюбленный дрессировщик сделал Сергея Николаевича узнаваемым, но широкая популярность настигла актера после роли лектора Никадилова в «Карнавальной ночи». А ведь работа могла уйти к коллегам Филиппова из-за пагубной привычки…
Мечты и разочарования
Для тогда еще молодого режиссера Эльдара Рязанова участие Сергея Филиппова в «Карнавальной ночи» казалось удачей. Вот только актер приехал на съемки пьяным и запорол 13 дублей. Рязанов собирался заменить артиста, но в итоге дал ему второй шанс: на этот раз Филиппов был трезв и блестяще справился с задачей.
Масик в «Девушке без адреса», аптекарь в «Новых приключениях неуловимых», все тот же Никадилов в ленте «Старый знакомый» — популярность актера росла. Коллеги рассказывали, как еще в конце 50-х на гастролях театра в Свердловске перед Филипповым останавливались трамваи и троллейбусы — люди гурьбой бежали к кумиру, просили автографы, смеялись, плакали и, конечно, приглашали пропустить по бокальчику…
Интеллигентный артист терпеть не мог как панибратства, так и бесконечных сравнений со своими недалекими и грубыми персонажами. Олег Белов делился, что на гастролях в Мурманской области в местном ДК Филиппову устроили бешеную овацию, но впечатление было испорчено, когда начался банкет. Подвыпившие зрители стали приставать к Сергею Николаевичу с автографами, что в итоге вылилось в драку.
Кроме того, состоявшегося в комедии артиста терзала нереализованность в драме. Надежда закрыть гештальт появилась, когда Филиппов попал на пробы в фильм «Когда деревья были большими», но роль досталась Юрию Никулину.
Впрочем, мечту сыграть ключевого персонажа Сергей Николаевич все же исполнил, ведь даже критики признавали, что в экранизации «12 стульев» его Киса Воробьянинов чуть ли не затмил самого Остапа Бендера — Арчила Гомиашвили. Правда, и на этих съемках не обошлось без драм — в ходе работы у Филиппова обнаружили опухоль мозга, и Гайдай всерьез задумался над заменой артиста Ростиславом Пляттом.
Упустить яркую роль Сергей Филиппов не мог, поэтому убедил режиссера, что справится с работой. Уже перед озвучиванием актер решился на операцию, которая спасла ему жизнь и позволила сыграть еще немало харизматичных героев — шведского посла в «Иван Васильевич меняет профессию», певца в «Не может быть!», пациента в «Собачьем сердце». Что же в итоге погубило артиста: проблемы со здоровьем, пагубные привычки или личные драмы?
Крах семьи
Еще в эстрадно-цирковом техникуме танцовщик влюбился в красавицу Алевтину Горинович. Артистам пришлось расписаться тайно, так как мама девушки, будучи потомственной дворянкой, считала Филиппова хамом и человеком недостойной профессии.
У супругов родился сын Юрий, но это не сделало союз крепче: внимание жены отошло мальчику, теща зятя так и не признала, да и манили Сергея Николаевича все больше кабаки, а не тепло домашнего очага. После очередного недельного загула Алевтина выставила мужа из квартиры. Воссоединились они ненадолго лишь в период эвакуации, но в ленинградское жилье Горинович артиста больше не пустила.
В дальнейшем актер встретил в ресторане Антонину Голубеву, с которой провел 40 лет, хотя так и не женился из-за отсутствия свидетельства о разводе. О писательнице окружающие отзывались по-разному: одни считали низкорослую женщину на 13 лет старше плохой партией для артиста, другие видели в ней его верную соратницу. Сын Филиппова не сомневался, что именно Барабулька, как Голубеву звал отец, натравила на него руководство и заставила сменить пять школ.
Кроме того, писательницу Юрий винил в начале разлада с отцом: мол, это Антонина заставила актера подать в суд на отказ от алиментов, обвинив бывшую жену в растрате. «Думаю, именно из-за вечных ссор в новой семье отец сильно запил. Вместе с этим начались проблемы в театре и кино: на студии он говорил, что занят в спектаклях, в театре — что у него съемки. Правда, деньги на спиртное всегда находились», — отмечал в интервью сын артиста.
Окончательно общение родственников прервалось, когда Алевтина Горинович эмигрировала с сыном в США — для Филиппова переезд равнялся измене Родине. Актер всерьез говорил знакомым, что Юрий умер. Ну а наследник в свою очередь взял мамину фамилию, когда избранница отца начала вставлять ему палки в колеса в художественной карьере.
Антонина Голубева пыталась бороться с пагубным пристрастием актера, но безуспешно. Не действовали на Филиппова и рекомендации врачей: даже после удаления двух третей желудка артист не мог отказаться от рюмки. А потом и беречь здоровье, как казалось звезде «12 стульев», стало не для кого…
Трагическая смерть
Хотя из-за алкогольного пристрастия артист потерял работу в театре, ни зависимость, ни удаление опухоли мозга не помешали ему сыграть лучшие роли в кино. Вот только здоровье постепенно стало ослабевать, а когда в 1989-м Антонина скончалась, Филиппов сдался и замкнулся в своем маленьком мире.
Актеру диагностировали рак, но бороться с болезнью и общаться с окружающими он уже не хотел. Поговаривали, что Сергей Николаевич отключил телефон и не впускал в дом даже врачей, стесняясь беспорядка. В последний год жизни звезду «12 стульев» навещали лишь некоторые коллеги — Олег Белов, Любовь Тищенко — и друг по балетному училищу. Юрий отмечал, что звонил папе и предлагал помощь, но тот отказывался и уверял, что у него хорошая пенсия. Однако Тищенко говорила обратное…
«Жил он заброшенным, голодным, никому не нужным. Страдал от головных болей, у него ломило все тело, с психикой тоже было не все в порядке. Иногда Филиппов просто терял рассудок. Мог встретить меня на пороге своего дома в чем мать родила. Или вообще не пускать, иногда даже матом послать: дескать, чего приперлась! Но я старалась не обращать на это внимания, понимала, что имею дело с несчастным и больным стариком. К тому же он великий актер, значит, ему можно многое простить…» — рассуждала Тищенко.
77-летний артист ушел из жизни в апреле 1990-го, и хотя на его памятнике датой смерти указано 19 число, это условность — тело актера обнаружили лишь спустя пару недель после кончины. Газеты пестрели заголовками об угасании звезды кино в нищете, грязи и куче окурков, но Юрий не верил этому, утверждая, что папа обожал раритетные вещи.
Вот только, даже если антикварные вещи и имелись, их прибрали к рукам непрошеные посетители квартиры Филиппова. Вопросы вызывала и организация похорон: когда-то великого артиста, которому рукоплескали огромные залы, отказался провожать в последний путь «Ленфильм», решивший перебросить задачу на собес.
«Похороны на простом участке Северного кладбища организовал Александр Демьяненко на деньги друзей-актеров. На могиле установили бронзовый бюст, но через несколько дней его пытались украсть. Слава Богу, не успели. Бюст забрали в питерскую Гильдию актеров, а затем передали мне», — резюмировал сын артиста Юрий.