Трудолюбие и самоотверженность — вот кредо заслуженного тренера РФ, доктора педагогических наук и экс-президента Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирины Винер, которая 30 июля отмечает свой 77-й день рождения. Имена ее учениц известны всему миру: Ирина Чащина, Ляйсан Утяшева, Алина Кабаева. Несмотря на то что воспитание спортсменок годами было делом жизни Ирины Александровны, она также сумела создать семью и стать счастливой женой и матерью.
На долю тренера выпало немало трудностей: она переживала за воспитанниц как за родных детей, помогая им решать личные проблемы, конфликтовала с Международной федерацией гимнастики, борясь за справедливое судейство, шесть долгих лет ждала Алишера Усманова из тюрьмы, прежде чем стать его супругой. Как же Ирине Винер-Усмановой удалось преодолеть все преграды на пути к профессиональному успеху? И почему рухнуло ее семейное счастье?
От спортсменки до легендарного тренера
Ирина Александровна появилась на свет в Самарканде в семье художника Александра Винера и врача Зои Зиновьевны. Девочка посещала местный кружок танцев при Дворце пионеров. Ей было 11, когда родители приняли решение переехать в Ташкент. Именно там ребенок всерьез занялся художественной гимнастикой. К окончанию школы спортсменка стала трижды чемпионкой Узбекистана и при этом получила золотую медаль за учебу.
Окончив высшее образование, Ирина Винер вступила в должность тренера сборной Узбекистана. За 20 лет она сделала чемпионками Венеру Зарипову, Веру Шаталину, Марину Николаеву и Елену Холодову. Однако мало кто знал, что, сложись судьба иначе, Ирина Александровна могла стать врачом или даже актрисой.
С начала 90-х Ирина Александровна работала одновременно с британскими и узбекскими гимнастками. Результаты говорили сами за себя: ученицы Винер Деби Саусвик и Вива Сиферт стали победительницами Олимпиады в Барселоне.
С тех пор, как Винер пригласили тренировать российскую сборную, в стране появилось гораздо больше звезд гимнастики. С ее именем связан переворот в этом виде спорта. Одним из самых ярких талантов, раскрытых Ириной Александровной, стала Алина Кабаева.
«Про Алину могу сказать одно: эта девочка — пример для всех. Мы с ней перевернули художественную гимнастику. Сегодня в нашем виде спорта на Олимпиаде билеты продаются по 500 евро за штуку. И достать их невозможно. Вот что сделала Кабаева», — отмечала Винер.
Любимые дети
Амина Зарипова, Янина Батыршина, Юлия Барсукова — эти имена стали известны в мире большого спорта благодаря преподавательскому таланту Ирины Винер. При этом тренер всегда отрицала, что у нее есть любимчики, а учениц называла своими дочками. Ирина Александровна заботилась о гимнастках, когда те болели, беспокоилась об их личной жизни, советовала хорошие книги, трепетно относясь к вопросу образования.
«Я жила с ней с 11 лет, полностью находилась на ее обеспечении. Помню, как-то раз отправились на сборы за границу. По дороге туда я подхватила ужасный вирус. Винер позаботилась о медикаментах, которые должны были помочь хоть немного сбить жар, а потом залезла ко мне под одеяло и обняла, охлаждая своим телом. Видеться с родителями удавалось крайне редко, поэтому уверенно называю Ирину Александровну второй мамой. Она и замуж меня выдавала, и в роддоме навещала все три раза, которые я там побывала», — делилась Амина Зарипова.
Немало помогла Винер и Ляйсан Утяшевой. Тренер оплатила операцию, когда девушка травмировала стопу, и была рядом во время реабилитации. Ляйсан потеряла маму, и Ирина Александровна оказалась одной из немногих, кто мог успокоить безутешную гимнастку. Они стали настоящей семьей.
С «дочками» не всегда было легко, ведь многие из них имели тяжелый характер. Особенно трудно Винер пришлось с Яной Батыршиной. «Все было здорово, она пришла на смену Амине Зариповой. Амина это восприняла нормально. Но когда Батыршиной на смену пришла Кабаева, Яна этого не могла пережить», — отмечала Ирина Александровна.
Тренер всегда радовалась за спортсменок, сумевших построить личную жизнь, но иногда их внезапный уход из профессии заставал ее врасплох. «После Олимпиады пришла Юля Барсукова и сообщила, что заканчивает. Я к этому не была готова. Рыдала целый день. Она невероятно тяжело шла к этой медали. Путь от 27-го места на чемпионате России до «золота» на Играх в Сиднее. А потом влюбилась и решила закончить. Но это самая моя любимая проблема: когда девочки находят кого-то. Иногда помогает в работе. Я бы купила им всем женихов за любые деньги. Лишь бы они кем-то увлеклись, чтобы было для кого открыть сердце. Обычно девочкам приходится все вдалбливать, а с влюбленными мы сразу находим общий язык. И тогда они совсем по-другому раскрываются», — делилась Винер.
Тренер стремилась усовершенствовать методы судейства, чтобы создать наилучшие условия ученицам, но однажды это чуть не стоило ей карьеры. В 2008-м Ирине Александровне грозила дисквалификация за жесткую критику Международной федерации гимнастики. За Винер вступились именитые воспитанницы, и комиссия ограничилась предупреждением. Борьба продолжилась, когда наша героиня решила оспорить двухлетнее отстранение за нарушение правил FIG от 6 марта 2023-го. Ну а в феврале 2025-го Ирина Винер оставила свой высокий пост, передав его Татьяне Сергаевой.
Казалось, Ирине Винер все удавалось, но порой даже бывшие ученицы высказывали свое недовольство. Так, Маргарита Мамун дала резонансное интервью, где назвала методы работы тренера на чемпионате 2015-го неприемлемыми и грубыми. Винер заключила, что Мамун попросту намерена покинуть страну, и ее слова продиктованы этим желанием.
«К сожалению, Маргарита забывает, что ее заработная плата на сегодня — благодаря тем знаниям, которые она получила в сборной команде России. Именно они приносят ей приличный доход на всех мастер-классах, которые она проводит. И очень жаль, что она дает интервью ничего не значащему и ничего собой не представляющему „злобному гномику“, который зарабатывает, используя ее имя в корыстных целях», — сетовала тренер.
«Романтизм с годами не уходит»?
Первый раз Винер вышла замуж в 23 года за волейболиста Ададия Израилова, но опыт, по словам тренера, был неудачным. От супруга у Ирины Александровны остался сын Антон. Сейчас наследник спортсменки владеет сетью салонов красоты «Сан и Сити» и ресторанами «Урюк».
Со вторым избранником у Винер случилась настоящая история любви. Ее первая встреча с Алишером Усмановым произошла в Ташкенте. Они тренировались в одном спорткомплексе: Ирина Александровна была успешной гимнасткой, а Усманов занимался фехтованием. Олигарх боялся даже подойти к эффектной женщине.
Судьба вновь свела пару в Москве, где и состоялось их первое свидание. Но влюбленных ждала долгая разлука: в 1980-м военный трибунал Туркестанского округа приговорил Алишера Усманова к восьми годам лишения свободы по обвинению, которое позднее было признано Верховным судом Узбекистана полностью сфальсифицированным, а сам мужчина был реабилитирован.
Однако в те годы, даже будучи за решеткой, он не отчаивался и отправил избраннице платок, что по узбекскому обычаю означало предложение руки и сердца. Усманова выпустили досрочно в 1986-м, но только через шесть лет он женился на Ирине Винер. «Она думала, что я напыщенный индюк, а я оказался сумасшедшим и обаятельным, потрясающе интеллектуально развитым и очень много знающим о женском существе молодым человеком. Вот она и не устояла!» — шутил олигарх.
Миллиардер и меценат, он очаровал тренера не деньгами, а искренностью и умом. Поначалу супруг ревновал избранницу к делу ее жизни, но затем понял, насколько художественная гимнастика важна для нее. Бизнесмен стал первым человеком, готовым помочь в реализации амбициозных проектов Винер. Так, он был инвестором строительства спорткомплекса в «Лужниках», названного именем жены.
Казалось, история любви Усманова и Винер будет длиться вечно, но увы: в мае 2022-го олигарх подал на развод, и через месяц брак расторгли. О причинах случившегося тренер предпочитает не говорить. «Наверняка же знаете: о бывших супругах говорят или хорошо, или никак. Предпочитаю молчать. Не хочу касаться прошлого. Когда требовалась моя помощь, я была рядом в самое трудное для него время. Если бы все начать заново, сделала бы точно так же. Не могу бросить человека в тяжелую минуту, это претит моей натуре. А что случилось дальше, это, как уже говорила, не мои проблемы. Страница перевернута на веки вечные. Аминь», — заключила Ирина Александровна в 2023-м.