Карен Шахназаров появился на свет в Краснодаре в доме юриста и работницы овощебазы. Папа происходил из рода армянских князей Мелик-Шахназар, а вот мама — из простой русской семьи. Впоследствии Георгий Шахназаров стал политологом и членом Академии наук, хотя партийной номенклатуре не соответствовал в силу свободы мировоззрения, ну а мать будущего режиссера окончила театроведческий факультет ГИТИСа.
Атмосфера в семье царила художественная. Благодаря статусу отца Карен Георгиевич мог посещать любые театры, галереи и выставки, ну а в выходные в дом приходили звездные гости — Целиковская, Любимов, Высоцкий. При этом Шахназаров мечтал именно о карьере в кино, так как в этой сфере юношу прельщала праздничная сторона — слава, красивые девушки, награды.
Впоследствии Карен Георгиевич опытным путем выяснил, что сильно ошибался. Профессия режиссера оказалась жесткой, не имеющей середины — либо успех, либо провал. Как долго Шахназаров шел к триумфу и что потерял по пути? 8 июля гендиректору «Мосфильма» исполняется 73, и мы вспоминаем его биографию.
От разочарования до удачи
Карен Георгиевич учился во ВГИКе у Игоря Таланкина, а так как был у мастера на хорошем счету, стал ассистентом его фильма «Выбор цели», а также устроился на «Мосфильм». Шахназаров мечтал о режиссерском дебюте, и подбирая материал, нашел рассказ Льва Славина и принес его в объединение Георгия Данелии.
Через режиссера наш герой познакомился с Александром Бородянским, написавшим «Афоню». Вместе они создали сценарий фильма «Дамы приглашают кавалеров», но в Госкино его отвергли за искажение советской действительности. Шахназаров расстроился, однако вскоре ему попалась уже одобренная комиссией работа «Добряки» по пьесе Леонида Зорина. Тематика не была близка Карену Георгиевичу, но снимать хотелось, так что он согласился.
Вгиковский товарищ Иван Киасашвили попросил отдать ему сценарий «Дамы приглашают кавалеров», раз уж Шахназаров был занят с «Добряками». Видимо, Иван попал к другому редактору, так как ему в Госкино ответили положительно. Самое обидное, что бывший проект Карена Георгиевича «выстрелил», в то время как экранизация пьесы Зорина провалилась.
«Все это я переживал очень болезненно, плакал даже от обиды. Единственный раз в жизни! Выпивши, правда, был. Потом-то уже заматерел, да по большому счету не так уж много у меня и резали… Не скажу, что тогда я впал в депрессию, не такой у меня характер, но было крайне тяжело», — признавался режиссер.
У Шахназарова было полное ощущение, что у него ничего не получится в профессии. От нечего делать он написал повесть «Курьер», которую опубликовали в «Юности». Произведение принесло автору литературную премию и сотни восхищенных писем, что подбодрило его. Однако с кино по-прежнему не складывалось…
Поворотный момент назрел, когда, вдохновившись телепрограммой про Утесова, режиссер предложил Бородянскому сделать музыкальную комедию. Они собрали компанию отчаявшихся неудачников — Александру Панкратову только порезали картину и больше ничего не давали снимать, Игорь Скляр приехал из Курска и не имел никаких точек опоры в Москве. «Все совершенно ничем не обремененные. В принципе мы фильм делали про себя. Может, это и помогло», — заключил Шахназаров.
Режиссер и гендиректор «Мосфильма»
Съемки «Мы из джаза» в Одессе уже казались режиссеру и съемочной группе праздником, но главное, что картина «выстрелила». С успехом Шахназарова поздравил сам Евгений Евтушенко, чья слава в то время была зашкаливающей.
С того момента работать стало гораздо проще: Евгений Евстигнеев сам просился к режиссеру в «Зимний вечер в Гаграх», куда пробовались также Леонов и Ефремов. Апогеем же творчества постановщика многие считают фильм «Курьер» с Анастасией Немоляевой и Федором Дунаевским.
Потом были «Город Зеро», «Американская дочь», «Исчезнувшая империя», «Анна Каренина. История Вронского». Все чаще режиссер выступал продюсером, ну а с 1998-го занимает пост гендиректора и председателя правления «Мосфильма».
Рухнувшие браки и американская дочь
Многие работы Карена Шахназарова были частично автобиографичными, как сюжет «Курьера», где юноша влюблен в девушку из другого круга. «Американскую дочь» режиссер называл трибьютом к личной истории, хотя подчеркивал, что картина все же не про него. О каких же главах жизни речь?
Впервые Шахназаров женился уже после выхода первого фильма. Избранница Елена только окончила истфак, а режиссера поразила красотой и легкостью в общении. Довольно быстро постановщик сообщил родителям о намерении заключить брак и организовал свадьбу по всем правилам — с платьями, костюмами и церемонией. Вот только провели вместе молодожены всего полгода.
«Все было как-то сумбурно. Без обязательств, что ли. Сейчас Лена жена влиятельного бизнесмена, у нее двое детей. Изредка мы пересекаемся на каких-то мероприятиях… Может быть, все дело в том, что мы с ней встретились в очень грустный для меня период жизни. У меня не ладилось с кино, так что было не до личной жизни», — признавался режиссер.
Вскоре после выхода «Мы из джаза» постановщик встретил в общей компании Алену Сетунскую и вновь влюбился по уши. Через 2,5 месяца после знакомства они поженились, а спустя два года стали родителями дочки Анюты. Девочке было четыре, когда она рассталась с папой на 20 лет…
Как отмечал Шахназаров, они с супругой ссорились, мирились, решали бытовые проблемы, но ничто не предвещало дальнейших событий. В мае 1989-го режиссер уехал на Каннский фестиваль, а когда вернулся — обнаружил записку, где говорилось, что Алена улетела в Америку показать дочке Диснейленд. «Пытался что-то выяснить, встречался с родителями жены, но они все скрывали. Позже я заочно развелся. По суду выиграл право на воспитание дочери, но реально осуществить это возможности не было», — говорил сценарист.
В 1994-м Карен Георгиевич три месяца работал в Сан-Франциско и мог бы слетать в Нью-Йорк и разыскать Анну, но не стал, решив, что большая часть жизни ребенка все равно прошла без него. В итоге в 24 дочь сама позвонила папе и на ломаном русском объяснила, кто она. Родственники периодически общались, а в 2022-м появилась новость, что режиссер судится с наследницей за часть столичной квартиры. Впрочем, уже через пару дней выяснилось, что история завершилась мирным соглашением.
Одиночка по сути
Главную роль в фильме «Американская дочь» сыграла Мария Шукшина. На съемках у Шахназарова возникли чувства к актрисе.
«Между нами была симпатия. Кажется, взаимная. Лидия Николаевна называла меня своим зятем. Возможно, я был бы не против стать мужем Марии Шукшиной и даже рад. Но не сложилось. Отчасти потому, что в те годы я не смог избавиться от „комплекса курьера“», — откровенничал Шахназаров.
На съемках картины «Цареубийца» Карен Георгиевич сблизился с Дарьей Майоровой. На этот раз с браком режиссер не спешил: влюбленные прожили вместе два года, после чего расписались. В союзе на свет появились дети Иван и Василий — старший сын в 2017-м снял ленту «Рок», да и младший заинтересовался кино.
Казалось, постановщику удалось создать крепкую семью, но и этот брак рухнул, когда младшему ребенку было пять. О конкретных причинах развода режиссер не говорил, рассуждая лишь, что профессия всегда мешала его личной жизни.
«Производство детей — вот смысл брака. Видимо, задачи были выполнены, дети есть. Наверно, я одиночка по своей сути. Понимаете, я нахожусь в хорошем обществе, с самим собой», — размышлял продюсер в эфире шоу «Однажды…» на НТВ.
На заре нулевых у режиссера случился роман с Ольгой Сидоровой, с которой он был знаком с конца 90-х — девушка снималась у постановщика в эпизоде «Дня полнолуния». Отношения актриса и гендиректор «Мосфильма» не афишировали, хотя Олю часто видели с Кареном Георгиевичем на мероприятиях и праздниках, например, на дне рождения Ларисы Удовиченко. Так или иначе, ни женой, ни музой Шахназарова артистка не стала и впоследствии ушла от него к очередному поклоннику.
С тех пор о спутницах Карена Шахназарова ничего не слышно, но он не слишком опечален одиночеством. «Кино — моя единственная всепоглощающая страсть, единственный смысл в жизни. И в конечном счете это чувствовала каждая женщина из тех, что были со мной», — резюмировал режиссер.