Ренат Давлетьяров появился на свет в Астрахани в семье председателя Национального комитета СССР по нефти. Отец видел первенца инженером, а его брата Бориса — врачом, однако дети решили иначе.
Младший сын Фавариса Абдулганиевича стал банкиром в Лондоне, ну а Ренат после получения специальности устроился на «Мосфильм» постановщиком декораций. Радужные представления о новой профессии разбились в пух и прах в первое же утро, когда Давлетьярову вручили тяжелый молоток и пилу. Родители были в ужасе, но давить на наследника не стали.
Вскоре Рената прикрепили к группе Карена Шахназарова, и ему выпала возможность наблюдать за рождением легендарной картины «Курьер». Затем постановщика декораций позвали на съемки «Ассы», где, отметив его неуемный энтузиазм, Давлетьярова назначили замдиректора ленты, курировавшего площадку. Когда же киноман дорос до самостоятельного режиссера? 17 августа продюсеру исполняется 64, а мы вспоминаем историю его карьеры и личной жизни.
Карьера Рената Давлетьярова
Сотрудничество с Сергеем Соловьевым продолжилось для Рената съемками «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви». Режиссер планировал закончить работу за полтора месяца, но процесс растянулся на семь.
За полетом фантазии Соловьева не успевали многие коллеги, так что он уволил второго режиссера, ассистента по реквизиту и директора картины, свалив их обязанности на Давлетьярова. Очевидно, Ренат творца приятно удивил, ведь спустя год Сергей Александрович пригласил его возглавить студию «Круг» концерна «Мосфильм».
В 1995-м случился еще один непредвиденный карьерный скачок — Соловьев включил Давлетьярова, Александра Абдулова и Александра Атанесяна в список руководителей ММКФ, который тогда пребывал в упадке, не имея даже мебели в помещениях дирекции. «Мы стали дневать и ночевать на работе. Составляли списки фильмов, гостей, одновременно привлекали огромное количество сотрудников для проведения такого масштабного события. Учились, спотыкались, поднимались, набивали шишки и очень мало спали», — вспоминал Ренат Фаварисович.
Гендиректор ММКФ, продюсер Недель российского кино и фестиваля «Два в одном», президент Гильдии продюсеров России — Ренат Давлетьяров с легкостью менял роли и должности.
Он подружился со Станиславом Говорухиным, и тот настаивал, что приятелю нужно начать снимать кино. Давлетьяров не был так в этом уверен: опыт съемок комедии «Моя безумная семья» показался неудачным. Мнение Рената Фаварисовича изменилось на площадке «Стальной бабочки», и с тех пор его фильмография пополнилась режиссерскими работами «Однажды», «А зори здесь тихие…», «Летчик» и «Человек ниоткуда».
Роман с Верой Сотниковой
Продюсер не любил распространяться о сердечных делах, но многие детали его романов перестали быть секретом для общественности. Так, известно, что в студенчестве Ренат Фаварисович женился и стал отцом сына Артема, однако сохранить брак не удалось.
В нулевых Ренат Давлетьяров встретил Веру Сотникову, по которой сходили с ума многие мужчины. Почти семь лет актриса провела с Владимиром Кузьминым, и продюсер застал пару на излете отношений. «Мне не хватало его внимания. Ко мне нельзя относиться как к мебели, принимать все, что я делаю, как должное. Он продолжал давать деньги, не жадничал, но вот общения плотного уже не было. Наши отношения до появления студии и после — огромная разница. Мне кажется, что студию он любил больше меня», — озвучивала Сотникова причины отдаления от музыканта.
Как отмечала Вера, она долго была идеальной подругой певца, а потом «взяла и влюбилась в другого». Кузьмин улетел по делам в Америку, когда актрису позвали вести вечер вручения наград молодым вгиковцам. Перед церемонией в Доме кино артистка общалась с организаторами, в числе которых оказался и Давлетьяров. В атаку продюсер ринулся сразу, заявив новой знакомой, что впадает в бешенство, когда такая женщина принадлежит не ему.
Соскучившаяся по мужскому вниманию актриса согласилась пойти с Ренатом Давлетьяровым в ресторан, где ее усыпали комплиментами. Затем начались звонки с признаниями, и вот уже артистка попалась на удочку и полетела с поклонником на Кипр, где ее ждал номер с личным бассейном.
«Он старался изо всех сил. Это была любовь со всеми вытекающими отсюда последствиями: ни на секунду не расстаемся, невозможно дышать друг без друга. Я не представляла, как вернусь обратно к Кузьмину. В первый же день нашего знакомства Ренат предложил выйти за него замуж. А я ему ответила: „Я тебя обожаю!“ Это тоже произвело на него сильное впечатление», — вспоминала актриса.
Вера буквально разрывалась между желанием сохранить семилетние отношения и тягой к малознакомому щедрому кавалеру. Давлетьяров твердо сказал, что не отпустит актрису, и та, повинуясь сильной мужской энергетике, действительно ушла от Кузьмина. Лишь однажды музыкант попытался побороться за бывшую — на премьере «Рыцарского романа» предложил ей вернуться домой и закрыть глаза на наваждение. Но выбор уже был сделан…
От актрисы к солистке «Блестящих»
Хотя роман начинался красиво, женой Давлетьярова Сотникова так и не стала. Вскоре актриса почувствовала, что продюсеру главное было завоевать ее, а дальше она стала лишь красивым дополнением для выходов в свет. Кроме того, буквально через месяц режиссер показал себя как человек властный и не терпящий возражений.
Тревожным звоночком прогремело требование Рената Давлетьярова поехать с ним к маме, хотя Вере нужно было собираться на гастроли. Актриса чувствовала, что на нее все больше давят, и устала терпеть грубость и крики. Также артистку задевало, что продюсер подшучивал над ней в компании друзей и ревновал к каждому столбу, поэтому после намеков на «измену» на «Кинотавре» Сотникова съехала от режиссера.
«Вся недолгая совместная жизнь с Ренатом рисуется мне в двух образах. Я — краб (по гороскопу я Рак), лежу на асфальте с приподнятой из-под ботинка Рената клешней и умоляю: „Не надо так со мной, ты меня раздавишь!“ И второй образ: я — колобок, который и от бабушки ушел, и от дедушки ушел!» — признавалась актриса.
Затем в жизнь Рената Давлетьярова вошла другая красивая женщина — на вечеринке в компании общих друзей он встретил Ольгу Орлову. Настойчивые ухаживания и приглашения сниматься в кино привели к близкому общению, и певица провела с продюсером 5,5 лет.
«Мы жили как на вулкане. У него все же очень жесткий нрав. Привык, чтобы все было, как он хочет. В нашей семье было много криков. Я поняла, что так всю жизнь жить невозможно. С возрастом ты ищешь более тихую гавань. Это у молодых кипят страсти. Я повзрослела и поняла, что мне необходимо что-то потише. Он звал меня замуж, но руки у нас не дошли. Так мы и расстались», — признавалась вокалистка в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
Рухнувший брак и слухи о новых связях
В 2014-м продюсер женился на Жене Малаховой, у которой преподавал во ВГИКе. Певица младше на 27 лет уверяла, что у них с режиссером масса общих интересов. При этом бракосочетание состоялось всего через полгода после знакомства, что многим казалось скоропалительным.
Со временем супругов стали называть одной из самых гармоничных пар в мире шоу-бизнеса, и известие о разводе спустя пять лет расстроило поклонников. «Конечно, мы пытались сохранить семью. Семья — это самое главное. Люди сходятся, расходятся — это нормально. Это не было только моим решением. Это наше общее взрослое решение. Сейчас у нас прекрасные отношения. Я всегда буду считать Рената близким человеком. Я сегодня такая в том числе и благодаря тому, что он был рядом со мной. В этом и есть жизнь», — говорила Малахова в «Вечернем шоу с Аллой Довлатовой».
Конечно, многие подозревали, что причина разрыва схожа с прошлыми расставаниями Давлетьярова: мол, авторитарный мужчина вновь ограничивал свободу спутницы, вот она и устала от давления. Уже будучи в следующем браке, Женя намекнула, что в прошлом имела опыт отношений, где ее притесняли и ломали, и поклонники не сомневались: речь про Рената Фаварисовича.
Никто из бывших Рената Давлетьярова не оставался в одиночестве надолго, да и сам режиссер времени даром не терял. В 2022-м продюсер появился на премьере «Петрополиса» в компании 24-летней Варвары Комаровой, что дало почву для слухов.
Дочка основателя одного из первых в России модельных агентств Игоря Комарова успела поработать на подиумах за границей, отучиться в «Щуке» и засветиться в картине Егора Кончаловского «На Луне». После совместного выхода в свет Варвара снялась у Рената Давлетьярова в картине «Человек ниоткуда», так что их общение вполне могло носить профессиональный характер.
«Ренат Фаварисович — режиссер требовательный, но он точно знает, чего хочет от фильма, от актеров, от съемочной группы. Так бывает нечасто, когда можно просто пойти за режиссером, а самое главное — за режиссером, которому ты доверяешь. До съемок у нас были репетиции, что для нашего кинематографа — огромная редкость, я бы даже сказала, роскошь», — комментировала работу с продюсером актриса.