Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Неизвестные факты о киноэпопее «Д’Артаньян и три мушкетера»

К юбилею легендарной киносаги Георгия Юнгвальд-Хилькевича выйдет документальная лента, в которой звезды, операторы и каскадеры расскажут о том, что творилось за кадром. Специально для проекта участники съемок дали интервью, раскрывающие секреты любимых героев.

21 ноября 2019 08:000315
Михаил Боярский
Михаил Боярский

25 декабря 1979-го состоялась премьера «Д’Артаньяна и трех мушкетеров». В честь дня рождения обожаемой публикой истории компания «Слав Ка Фильм» подготовила пятисерийную документальную ленту «Пока мы еще вместе, или Мушкетеры 40 лет спустя», которую зрители смогут увидеть уже в январе в Доме кино. Режиссеру Вячеславу Каминскому, сценаристу Максиму Федорову и продюсеру Виталию Гапоненко удалось взглянуть на всю киноэпопею глазами непосредственных участников съемочного процесса.

Личными воспоминаниями поделились Михаил Боярский, Евгений Данчевский, Валентин Смирнитский и другие. В своих откровениях актеры, операторы и авторы песен осветили истории закулисной жизни, ранее не известные зрителям. В распоряжении «СтарХита» оказались эксклюзивные интервью и кадры со съемок киносаги.

ПРОБЛЕМЫ НА ПЛОЩАДКЕ

Продолжение саги снимали дольше, чем планировали, из-за недостаточного финансирования
Продолжение саги снимали дольше, чем планировали, из-за недостаточного финансирования

Бюджет, выделенный на первую часть телефильма, был небольшим, но особых проблем с реализацией съемочного процесса не возникало. Гораздо сложнее обстояла ситуация с последующими картинами: «Мушкетеры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя».

«Это была какая-то катастрофа! Деньги приходили из Москвы, финансировало телевидение, а потом эти деньги закончились. И вот дальнейшие ресурсы уже находили режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич и продюсер Олег Ботогов. По этой причине съемочный процесс часто прерывался на неопределенное время. У нас зачастую не было даже нормальной камеры, приходилось использовать некачественную отечественную пленку, из-за которой было много пересъемок», — негодовал Михаил Боярский.

Атмосферу на площадке не улучшал и конфликт между режиссером и автором песен. Изначально музыку для двух картин написал Александр Градский, однако этот факт мало кто помнит: Георгий Юнгвальд-Хилькевич хотел, чтобы в финале звучало традиционное «Пора-порадуемся…», а композитор был против использования любых композиций в фильмах, кроме собственных. Драматург вновь обратился к Максиму Дунаевскому за помощью.

«По этой причине музыку делали уже после того, как отсняли фильм, — вставляли песни лишь бы куда-нибудь, что, конечно же, отразилось на качестве всей работы. Эти метания от одного композитора к другому были явно лишними, — подчеркнул Боярский. — Мне кажется, что лучше Дунаевского музыку к «Мушкетерам» написать никто не мог и не сможет никогда».
За съемки в продолжении истории о мушкетерах артисты получили маленькие гонорары
За съемки в продолжении истории о мушкетерах артисты получили маленькие гонорары

Все эти нюансы сыграли негативную роль и для картины, и для зрителя. Но актеры и съемочная группа сделали все, чтобы создать качественный фильм.

«На эти две картины мы потратили почти два года жизни, однако я за работу получил 27 тысяч, а ребята — и того меньше, — признался Михаил Сергеевич. — Старыгина вообще обидели: не заплатили трюковые, так как у него в «Тайне королевы Анны» якобы маленькая роль. Получилось, что мы снимались практически бесплатно. Но сейчас уже никому не докажешь, что в том, что продолжения оказались слабыми, по сравнению с первым фильмом, виноваты не мы, а элементарное отсутствие бюджета».

ОБУЗДАТЬ ВЕРБЛЮДОВ

Актерам пришлось научиться ездить на верблюдах по пустыне
Актерам пришлось научиться ездить на верблюдах по пустыне

Финансовые проблемы оттягивали завершение съемок фильма «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя». Артистам пришлось ждать несколько месяцев, чтобы реализовать блестящую идею режиссера о финале: герои уезжают воевать в Африку, в пустыню.

«Это был последний съемочный день всего проекта. Снимали под Бухарой. Очень смешная была история с верблюдами, когда Боярский, Смехов, Смирнитский и Старыгин пытались их обуздать. Первым с верблюдом справился Михаил Боярский. Он сел и сразу поехал. А вот Вениамина Смехова верблюд почему-то не полюбил и моментально сбросил», — вспоминал кинооператор Александр Носовский.

Михаил Боярский и Валентин Смирнитский на съемках третьего фильма о мушкетерах
Михаил Боярский и Валентин Смирнитский на съемках третьего фильма о мушкетерах

С точки зрения Александра, зрители недооценили третью часть киноэпопеи, хотя костюмы, исторический сюжет и уровень иронии в ней были выше, чем в ленте «Мушкетеры двадцать лет спустя».

«Очень жаль, что этот фильм редко показывают по телевидению и мало кто его видел, — сетовал кинооператор. — Хотя Хилькевич делал ставку на эту картину. «Тайна королевы Анны» была задумана как прокатный художественный фильм. Я полагаю, картина не получила такой широкий резонанс по той причине, что к моменту ее выхода изменилось время, закончилась советская эпоха и люди стали другие».

ДО СВАДЬБЫ ЗАЖИВЕТ

Михаил Боярский чаще всех получал травмы на съемках
Михаил Боярский чаще всех получал травмы на съемках

Агрессивные верблюды — далеко не единственная опасность, с которой лицом к лицу столкнулись актеры. Травмы на съемках были обычным делом. Больше всего доставалось Михаилу Боярскому, особенно, когда во время сцены фехтования ему выбили зуб шпагой, а на съемках ленты «Мушкетеры двадцать лет спустя» он сломал руку. Не слишком везло и Валентину Смирнитскому: он пять раз падал с лошади.

«Это случалось в основном из-за того, что часто менялись лошади. Съемки проходили в разных городах, на разных конно-спортивных базах, поэтому я просто не успевал привыкнуть к новой лошади. Но благодаря кино я научился верховой езде», — подчеркивал артист.

На съемках Маргарита Терехова разбила Евгению Данчевскому губу
На съемках Маргарита Терехова разбила Евгению Данчевскому губу

Пострадал на работе и Евгений Данчевский. Съемка и так была тяжелой из-за жуткой жары в павильоне, но градус напряжения повысился еще больше во время эмоциональной сцены, сыгранной актером в паре с Маргаритой Тереховой.

«В конце этой сцены Миледи целует Фельтона, после чего он убегает. Был такой накал страсти, что во время поцелуя Рита просто разбила мне губу, которая потом заживала очень долго, — признавался Данчевский. — Хотя с Тереховой мне было очень легко работать, так как мы уже были знакомы, поскольку служили в одном театре, играли вместе в спектаклях. На площадке она мне очень помогала, многое подсказывала, за что я ей и сегодня благодарен».

ВКЛЮЧИТЕ МУЗЫКУ

За Вениамина Смехова пел Вячеслав Назаров
За Вениамина Смехова пел Вячеслав Назаров

Залогом успеха приключенческого телефильма стала музыка. Однако не всегда Максиму Дунаевскому удавалось быстро найти подходящего исполнителя для сложных вокальных партий. Так, композитор долго искал певца для «Баллады Атоса».

«Это была большая удача, когда ее спел Вячеслав Назаров, музыкант, который в свое время работал в оркестре Олега Лундстрема. И я хорошо помню, что когда в студии шла запись этой песни, вошел Боярский, внимательно послушал и с восхищением сказал: «А голос-то с биографией!» — делился поэт Юрий Ряшенцев.

Один из самых удачных текстов песен Ряшенцев написал… на спор. Драматург Марк Розовский заявил, что композиции Юрия — для интеллигенции, а «вещь для кабака» ему создать не удастся.

«Я придумал слова, которые являются шлягвордом песни. А потом в Москве Розовский показал текст Максу Дунаевскому, который поставил его на пюпитр и тут же сыграл эту мелодию. То есть, главный вокальный номер мушкетеров «Пора-пора-порадуемся...» был создан очень быстро», — поделился поэт.
Лев Дуров прекрасно играл, но не справлялся с вокальными партиями
Лев Дуров прекрасно играл, но не справлялся с вокальными партиями

По-настоящему Ряшенцев был восхищен работой на площадке Льва Дурова, сыгравшего де Тревиля. Однако в плане вокала артист оказался несилен. Он справился с номером «Бургундия, Нормандия...» в дуэте с Михаилом Боярским, но спел там всего несколько строк. Серьезные же проблемы возникли с основной «Балладой де Тревиля». В студии звукозаписи Дурову не удавалось попасть в ноты, и в результате в фильме эту композицию исполнил Александр Левшин.

«Макс Дунаевский года через три после этого перепел балладу для пластинки, которую выпускала фирма «Мелодия». А на премьере фильма в Доме кино Лев Дуров подумал, что это звучит его собственный голос, победоносно осмотрел зрительный зал, а потом с гордостью стал всем говорить: «Как я спел здорово!». Вообще воспоминаний о том периоде очень много смешных, была обстановка дружбы и влюбленности друг в друга, в актеров. И до сих пор я не представляю себе никакого другого капитана де Тревиля, кроме Льва Дурова», — подчеркнул поэт-песенник.

ПЕРВЫЙ КЛИП

Одной из немногих общий сцен Маргариты Тереховой и Ирины Алферовой стала съемка в монастыре
Одной из немногих общий сцен Маргариты Тереховой и Ирины Алферовой стала съемка в монастыре

Одной из самых трогательных сцен в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» была смерть Констанции. Возлюбленная главного персонажа трагически погибла от рук Миледи, и все зрители прекрасно запомнили видеоряд, где душа героини будто уносится в небо. Но изначально Георгий Юнгвальд-Хилькевич планировал снять все иначе, представляя себе поющего над телом бездыханной женщины Михаила Боярского.

«Режиссер ведь еще целую историю придумал, когда мушкетеры роют могилу, хоронят Констанцию. Это все в окрестностях Львова должно было сниматься. Я ему отвечаю: «Хил, ты что, с ума сошел? Я не буду это снимать». Георгий Эмильевич удивился: «Почему?». Я не отступаю: «Снимай эту сцену сам, а я поехал в Одессу. Не могу снимать такую пошлятину. Не понимаю, как Миша Боярский будет петь, обращаясь к трупику: «Констанция, Констанция»? Как ты себе это представляешь? Как он будет нести этот труп?» — недоумевал кинооператор Александр Полынников.

В три часа ночи этот вопрос Полынников и Юнгвальд-Хилькевич обсуждали в номере гостиницы. Александр разбудил второго режиссера, Татьяну Чернову, заставив ее изобразить примерную сцену смерти Констанции.

«У нее голова упала, ноги упали, попа провалилась. Юнгвальд-Хилькевич посмотрел внимательно и сказал: «Да, ты прав. А я представлял, что она так ровненько лежать должна». Я отвечаю: «Хил, ну, барышню только что отравили, это же не закоченелый трупик. Давай сделаем так: не нужно нам никаких трупов. Пусть Миша Боярский идет с мушкетерами и поет песню, а я потом отдельно сниму Иру Алферову, второй экспозицией наложим небо, облака. Будет ощущение того, что душа Констанции уносится в небеса». В результате мы так и сняли видеоряд под песню «Констанция». Сняли так, как это можно было технически в то время. И получился такой клип, как теперь говорят», — поделился кинооператор.

Прошло 40 лет, но и сейчас артисты и создатели киносаги могут вспомнить некогда забытые факты о закулисье съемок. Все потому, что история мушкетеров — это целый мир, полный загадок, тайн и деталей, которые были скрыты от глаз зрителей.

Фото: личный архив Александра Носовского, личный архив Натальи Юнгвальд-Хилькевич

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения